Nov 01, 2019 16:28
Замкадыши
Знаете, что именно в большинстве фентези-миров, чье действие происходит в условном Средневековье, самое неправдоподобное? Вовсе не нежить с драконами. Хуже.
Самое неправдоподобное там вот что. “Чужой” там обычно географически очень отдален от Дома. В Шире тишь, благодать, да сельская идиллия, а Зло наступает из почти нереально далекого Мордора. То есть те, кто близок герою географически, те ему и ментально близки - ну и наоборот.
Трудно придумать себе более злую насмешку над мировосприятием реальных средневековых людей. Для них Чужой располагался уже за городскими стенами, т.е. буквально за МКАДом. Средневековому горожанину не надо было ехать на край света искать унтерменшей: недочеловеки жили в окружающих город деревнях.
Под это представление подводилась теоретическая база:
“Каталонский историк Пере Томик (XV в.), автор труда «История и завоевание Арагонских королей и Барселонских графов» рассматривая библейское происхождение народов и социальных групп, относит русских вместе с татарами, неграми и черкесами, но также и каталонскими крестьянами к потомкам Хама, сына Ноя, подчеркивая:
«И от Хама, проклятого сына, и от Ханаана, сына Хама, произошли все подневольные, которые суть: татары, русские, черкесы и негры, рабы купленные и проданные, и все сельские жители, что живут своим трудом, - и это потому, что Хам и его сын Ханаан насмехались над отцом и дедом»
(Астахов М. Русские пленники и рабы в Арагонской Короне XIV-XV вв. С. 45-46)
То есть для каталонского горожанина каталонские же крестьяне ничуть не лучше иностранных рабов с другого конца средневекового мира - они такие же унтерменши. Поневоле задумаешься: не является ли нынешнее московское презрение к Замкадью ослабленным и усеченным вариантом того же самого глубоко архаичного мировоззрения? Только в Городе есть настоящая жизнь, а за городской стеной - пустошь, где бродят вурдалаки.
@sublimeporte
средневековье,
лучшие люди города