Feb 28, 2011 14:24
Мне в людях очень нравится редковстречающееся качество - высокая защищенность. Насколько легко иметь дело с человеком, которого трудно отвлечь или обидеть, который без веских причин не будет из-за тебя делать что-то неудобное для себя. Возьмем ситуацию с мобильными телефонами: я вообще не могу понять, зачем люди берут трубку, когда им неудобно говорить, и пеняют минуты через три: "я сейчас, на самом деле, не могу". Когда мне неудобно говорить, я просто не отвечаю на звонки, потом прохожу по списку пропущенных. Если даже сам факт шуршащего телефона может мне помешать, я включаю авиарежим. И никого не ставлю в неудобное положение "помешавшего".
Еще важнее, когда у человека есть хорошая защита от мелких обид и уколов. Как же тяжко с теми, кто тихо обижается по разным поводам. Проблема даже не в том, что он потом долго ходит с этой обидой, дуется и говорит сковзь зубы, просто неприятно причинять кому-то такие страдания без лишней необходимости. Вечный риск ненароком задеть заставляет, скорее, воздерживаться от общения, невозможно же передвигаться в темных очках по комнате, заставленной неустойчивым хрусталем.
Я сама малочувствительна к мелким коммуникативным шпилькам, потому что слишком прямодушна, чтобы их разбирать, но очень замечаю разные формальные вещи, связанные с играми статусов или общепринятой вежливостью. То есть, если девушка мне скажет (реальный случай многолетней давности): "Наконец-то ты, Катя, нашла свой стиль. Тебе это очень идет. Надо еще парикмахера хорошого разыскать", я ничего не почувствую. В тот раз я бы и не поняла, что это такое хитрое уедание, если бы рядомстоящий знакомый не сказал что-то вроде "обожаю эти тонкие женские подколы, столько яда". Зато меня можно обозлить, если каким-то образом обнести на пиру чаркой - не туда посадить, не поздороваться, не в той последовательности представить, не поблагодарить, не развернуться лицом во время разговора, перенастроить радио в моей машине, находясь на пассажирском сидении, взять без спроса мою вещь (...). Но в этих ситуациях я научилась не обижаться, а сразу уж заявлять о проблеме, и думаю, что так всем гораздо проще. Ну, как китайская мама в своей книжке описывала - на очередной день рождения ее маленькие дочки не подготовили ей заранее хорошее поздравление, а быстренько перед праздничным обедом накалякали открыточки. Вместо того, чтобы переживать, какие пошли невнимательные детки, она им сказала, что не принимает такие открытки, не считатает это хорошим поздравлением матери и хочет, чтобы к ее дню рождения дети относились, как она относится к их праздникам. То есть, если она заранее придумывает подарки, украшает дом, устраивает большие детские вечеринки, то они должны также заранее постараться и смастерить красивые открытки, написать душевные слова, подготовить какие-то еще приятные сюрпризы в меру своих возможностей.
Но здесь тоже есть проблема. Люди, которые имеют привычку долго обижаться, собирать мелкие недовольства и взрываться только когда чаша окончательно переполнится, считают, что любая чужая вспышка - это тоже проявление длинного цикла накопления неприятного опыта от общения. Только иногда это вовсе не так. Я вот раздражаюсь всегда локально, на конкретное действие, которое только что произошло. Поставили мою сумку на пол - я выссказалась, и это никак не связано с тем, что было час назад, вчера и позавчера. Такие далекие коммуникативные события я помню только на уровне фактуры, а кто там что чувствовал - уже нет.
В общем, приятно, быть с людьми сильными и крепкими. Если бы можно было выбирать в других реакцию на какую-то шероховатость в общении, я бы предпочла мгновенную демонстрацию "мне так не нравится!" невыраженной затаеной обиде.