В
прошлой статье и
в этой мы проанализировали рынок, изучили конкурентов и провели анализ запросов пользователей. А также очень подробно рассмотрели все типы параметров, по которым мы можем успешно конкурировать.
Для численной оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
g = P/ Р100 * 100%
Теперь давайте рассмотрим пример для наглядности расчёта.
ПоказательОцениваемый вариантОбразецgiaiGТехнические параметрыОбщий объем, д м³3153250,970,150,1455Полезный объем холодильной камеры, д м³1902020,940,250,235Полезный объем морозильной камеры, д м³707010,20,2Замораживающая способность, кг/сут4,34,50,950,220,2Средний срок службы, лет16151,060,10,106Температура в морозильной камере, °С-15-180,830,080,0664Итого----0,962Экономические параметрыЦена, у.д.е.3504000,8750,60,525Расход электроэнергии в сутки, кВт-ч1,41,450,9650,40,386Итого----0,911
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определяемых экспертным путем:
G = Сумма (аi * gi)
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT) к групповому показателю по экономическим параметрам (G3):
I = GT/G,
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
В рассматриваемом примере оцениваемый холодильник уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным.
I = 0,962/0,911 = 1,056.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.
Следующая статья - финальная - будет посвещана разработке мер по увеличению конкурентоспособности товара.
Больше полезного и интересного на Pro-manager.ru для