ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ВОСТОРГОВ
ЛИЦЕМЕРИЕ
То отвратительное свойство человеческого слова и человеческой деятельности, которое в
сегодня слышанном Евангелии Спаситель обличил публично в начальнике синагоги, именно -
лицемерие, повидимому, в наше время более чем когда-нибудь имеет особо широкое
распространение.
В чем лицемерие начальника синагоги?
Он не верит в добро; он не ищет блага людям; вид оказанного несчастному человеку
благодеяния его не трогает; напротив, вызывает в нём злобу, недовольство; его зависть задета, и он
пылает ненавистью к Чудотворцу-Христу; его самолюбие уязвлено до самой глубины, и он простить не
может, не может забыть этого восторга любви, с каким народ относится к Иисусу Христу.
Но он все-таки искушен в жизни, настолько знает людские сердца, что отлично понимает и
видит, как опасно выдать перед всеми свои настоящие чувства. И вот, прикрывая свои низменные
расположения и настроения высокими словами и, напоказ, святыми побуждениями ревности о Боге и
Его законе, он пред всеми возмущается духом, видя публичное якобы нарушение Христом субботняго
покоя. «Шесть дней есть, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день
субботний», - так говорит он народу по поводу исцеления Спасителем скорченной женщины,
восемнадцать лет страдавшей тяжким недугом.
Замечайте: начальник синагоги не обращается прямо к Христу с обличением, - он не смеет; он
не обращается и к исцеленной, - ему стыдно… Лицемер и о самом чуде говорит как о простом каком-
то лечении, точно и в самом деле такое дело, как совершённое Спасителем исцеление, случается
каждый день по нескольку раз, стоит только захотеть этого тому или другому больному…
У него нет в слове и малейшаго изумления при виде чуда, как будто сам он может совершить
такое же дело, когда ему угодно, и если теперь по отношению к этой несчастной женщине он не
совершил чуда исцеления, то это только-де потому, что он не хочет и не может, как благочестивый
человек и верный закону, нарушать заповедь о праздничном покое!
Вскользь он обращается безразлично ко всему народу и желает одним своим тоном свести в
ничто совершённое чудо, уничтожить произведенное им в народе глубокое впечатление.
Каждое слово, каждое движение рассчитано у этого лицемерного чудовища, каждое
низменное движение низкой души прикрашено и закрашено красивыми фразами. О, это воистину
гроб побеленный и изукрашенный, снаружи красивый, а внутри полный нечистоты и всякой мерзости!
И нужно сказать, что ни один народ в мире, сколько знает народов история, не развил в себе
до такой изворотливости и изумительной тонкости порок лицемерия, как народ еврейский. И если вы
вчитываетесь в евангелие, то видите, как часто и как грозно изобличал Господь лицемерие иудеев в
книжниках и фарисеях, в саддукеях, в своих слушателях, в законниках и учителях народа.
Своих учеников Он с особенною настойчивостью предупреждал: «берегитесь закваски
фарисейской и саддукейской» (Матв. XVI, 6; Марк. VIII, 15). И Сам объяснил: «закваска эта -
лицемерие» (Лук. XII, 1). И поистине, это в полном смысле закваска в тесте: малая и в немногом
количестве она проницает и заквашивает всё тесто, все поведение, все настроение, весь духовный
уклад человека (1 Кор. V, 6; Гал. V, 9).
История и наблюдение свидетельствуют, что и доныне, и теперь, где только коснётся
еврейская рука, где только проникнет еврейское влияние, где хоть сколько-нибудь приразится к
жизни еврейский уклад духа и мысли: там неизбежно воцаряется самое отвратительное лицемерие.
Страшно оно для такого простодушного народа, каков, например, народ русский, верящий, по
доброте своей, в искренность слов всякого человека, особенно, если говорит он о Боге, об Его законе,
о Церкви, об евангелии.
На наших глазах нравственной гнилью, преступлениями, развратом, злобою, убийствами,
предательством, изменами прокатилось по нашей стране, как грозная и зловонная волна, так
называемое «освободительное движение», поставившее на знамени своём уничтожение веры и
благочестия, порядка и покорности власти, уважения к личности и к целому народу. Теперь ни для
кого уже не тайна, теперь уже для всех совершенно бесспорно и ясно, что во главе, и в тайниках, и в
источниках средств для «освободительного движения» стояли и стоят евреи. Самый социализм, столь
много нашумевший, является исключительно делом еврейских умов.
И смотрите и будьте осторожны, - смотрите: как везде и всюду вкралось в нашу жизнь от
евреев лицемерие! Читаете газету; видите, как она распинается за Церковь и за духовенство:
«Церковь-де у нас подавлена и принижена, духовенство на службе у государства; надо Церкви дать
свободу, надо обеспечить пастырям влияние на народ, надо, чтобы духовенство не занималось
политикою; истинные-де православные несогласны на то или другое решение и распоряжение
церковной власти»… Кто же это пишет? Кто издает газету? Кто так заботится об истинном
православии? Оказывается, это - еврей, которому нет в сущности никакого дела ни до Церкви, ни до
православия…
Лицемер! Тебе нужно разорить Церковь Божию и на её развалинах обеспечить себе свободу, -
свободу покорить себе народ, лишенный веры и опоры Церкви, тебе нужно разделить народ и
духовенство, уронить пастырей в глазах верующих, рассорить самих пастырей высших и низших
между собою…
Ты - диавол! Отыйде от меня, сатана, ты думаешь не о том, что Божье, и прикрываешь дело
сатаны высокими фразами о свободе, жалостью к униженным и якобы порабощенным. Таковых газет
теперь великое множество, таковыми книжками, листками заполнен книжный рынок.
Вы читаете подпольные листки, обращенные к солдатам. Там проповедуется, что войну
запрещает евангелие, что присягать запретил Иисус Христос, что не слушать властей не только
разрешают, но даже прямо повелевают апостолы. Знаем мы, кто составители таких листков и кто их
распространяет среди воинов. Суд нашел их и изобличил: и в Севастополе, и в Свеаборге, и во
Владивостоке это оказались евреи и еврейки. Нужно ли им евангелие? Верят ли они в него? Возможно
ли им знать, что разрешил и что запретил Иисус Христос? Важно ли им, ненавидящим Христа и
христианство, важно ли им заниматься вопросом: чему учили апостолы?
О лицемеры! Вам нужно внести смуту в войско, вам нужно отравить душу того народа,
который вы хотите взять себе в кабалу, чтобы сделать его народом-бродягою, народом-бездомным,
народом-рабом и навозом для вас, для ваших выгод и властолюбия! И вы, ни во что не веря,
прикидываетесь верующими, и вы, равнодушные или даже враждебные к евангелию, делаете вид,
будто скорбно вам при виде нарушения евангельских уроков и поучений, и вы, некогда убившие
Христа и избившие Его слуг и апостолов, теперь ссылаетесь на их учение! Но прежде сами примите это
учение, прежде сами покажите веру, любовь, почтение к евангелию, смирение и самоотречение, а не
вырывайте этих святых чувств у верующего народа, который этими чувствами жил, живет и силен!
Прошумел и отшумел во дни «освободительного движения» вопрос о воскресном дно и
отдыхе… Да, слово Божие повелевает помнить день воскресный и святить его; оно повелевает
праздновать его о Господе. Что же, новоявленные радетели и учители народа говорили в таком
смысле о дне воскресном?
О, лицемеры! Вам нужно было возстановить бедных против богатых, рабочих против хозяев,
вам нужно было хоть чем-либо питать общее озлобление и смуту, вам нужен был хоть один
свободный день в неделе, чтобы таскать народ на свои буйные митинги, чтобы развращать и
отравлять его своими безбожными и злобными речами, чтобы толкать его на буйство и
преступление… И вот, вы вопили о заповеди Господней, которую вы сами не признаете, вы ссылались
на учение слова Божия, в которое вы не верите. Есть ли лицемерие отвратительнее? Есть ли мерзость
ниже и гнуснее?
И те, которые отстаивают день воскресный, но не о Господе, а для лени и праздности, и те,
которые противятся ему, - что ныне уж не редко, - но не ради умаления греха и пьянства, о чем они
говорят непрестанно, а ради корысти и наживы, - все одинаково и в равной мере лицемеры,
подобные начальнику синагоги, о котором говорит нам нынешнее евангелие.
Берегитесь, братие, кваса фарисейского, т.-е. лицемерия, берегитесь его прежде всего в себе, в
своих душевных расположениях, словах и действиях, но берегитесь его и в людях: «остерегайтесь
людей» (Матв. X, 17), остерегайтесь «лицемерия лжесловесников» (1 Тим. IV,2), которые всегда
входили волками, одетыми в овечьи шкуры, в человеческие общества, чтоб удобнее и легче
разрушить их.
Сколько зла принесло лицемерное слово в пережитые нами годы! Как свивалось оно змеёй
лукавой и подколодною во дни минувшей несчастной войны, как вопило оно «о мире во что бы то ни
стало», прикрываясь жалостью к людям, а на самом деле для того, чтоб унизить русский народ, чтобы
затемнить его дух, чтобы довести его до безумия, горя и отчаяния, чтобы посеять среди него смуту!
Как оно разоблачало и разоблачает язвы государственной и общественной жизни, недостатки
правителей и правительства, взывая якобы к общественому благу, а на самом деле, чтоб уронить
власть, посеять разлад между народом и правительством, подорвать великую и спасительную связь,
чисто родственную и духовную, между русскими людьми и их Богоданным Царем, чтобы вместо
законного правительства открыть доступ ко власти самим лицемерам…
Как оно, лицемерное слово, то в социализме видит высоту христианства, то в революции
находит благородство, то в деяниях власти открывает жестокость, то в убийцах и разбойниках жалеет
жертв и страдальцев, то в разнузданности слова приветствует залог преуспеяния, то в торжестве
безверия и иноверия оно видит силу православия и т.д., и т.д., - и всё это под завесами и прикрытием
«истинно-христианской» свободы, любви, гуманности, культуры, просвещения, а на самом деле с
целями уничтожения и свободы, и любви, и самого бытия православного царства, православного
нашего народа, - того святого православия, которое одно ещё составляет оплот против напора
антихриста и антихристова народовластия.
Верность евангельскому учению, под сению православного Креста, под руководительством
святой Церкви, её боговдохновленных отцов и учителей, оставивших нам указания и ответы на все
вопросы жизни, - вот что открывает нам прямую и ясную дорогу жизни и спасает от коварых замыслов
лицемеров и от того пагубного действия их в среде человеческих обществ, о котором и древний
библейский мудрец говорит нам: «устами лицемер губит ближняго» (Притч. XI, 9). Аминь.
СВЯТЫЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ ИОАННЕ,МОЛИ БОГА О НАС!