Заманить медведя-глава книги М.Юсуфа "Ловушка для медведя"

Jun 01, 2024 10:20

Заманить медведя (глава книги М.Юсуфа "Ловушка для медведя")
http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/text_0150.shtml

МИННЫЕ АТАКИ ВОЗЛЕ МЕХТАРЛАМА
перевод Грешнова Андрея
www.artofwar.net.ru]
Годы событий: 1981

Главы из книги "Afghan guerilla wrfare in the words of the mujahideen fighters" Об авторах: Ахмад Джалали - бывший полковник афганской армии. С отличием окончил Военный Университет (Харби Пахантун) в Кабуле. Выпускник высших офицерских пехотных курсов в Форт-Бенинге (Джорджия, США), Британского армейского штабного колледжа в Кэмберли, Американской высшей военно-морской школы в Монтерее (Калифорния, США), Академии Фрунзе в Москве и Института мировой политики (Вашингтон, Дистрикт Коламбия).Джалали также преподавал в Военной академии и высшей военной школе в Кабуле. Джалали перешел в стан моджахедов в 1980 году. Заведовал планированием в штабе Исламского Союза за Освобождения Афганистана (ИСОА), так называемого "Альянса трех", куда входили умеренные традиционалистские группировки моджахедов. В начале 80-х годов стал работать корреспондентом на радиостанции "Голос Америки". В качестве журналиста более 15 лет рсвещал события в Афганистане и странах Центральной Азии. Джалали - автор нескольких книг, включая книги по Советским Вооруженным Силам, работ по Центральной Азии и трехтомника Военной истории Афганистана. Лестер Грау - подполковник Армии США в отставке, пехотинец. В прошлом офицер разведки, ответственный за «советскую зону влияния». Воевал во Вьетнаме. В 1981 году окончил одногодичные курсы русского языка в Военном институте языкознания в Монтерее (Калифорния, США). Затем Грау закончил Американский армейский институт Советского Союза (USARI (U.S. Army Russian Institute)) в Герниш-Партенкирхене (Германия). USARI - двухгодичное высшее учебное заведение по изучению России (СССР), в котором преподавание велось только на русском языке. Этот институт в свое время был частью United States Army Intelligence and Security Command (INSCOM). INSCOM - Управление разведкой и безопасностью армии США), своего рода аналог ГРУ во времена холодной войны, после окончания которой институт был передан Командованию США в Европе. Грау служил в Москве, много путешествовал по странам Варшавского Договора и СНГ. Он продолжает эти поездки и по сей день. Начиная с 1985 года, основной темой его работ является тактика и военные операции СССР и России. Автор книги по тактике ведения боевых действий Советской Армии в Афганистане. В настоящее время работает в Американском Институте международных военных исследований (FMSO) экспертом по оперативным и тактическим вопросам.
Обсуждение произведений

МИННЫЕ АТАКИ ВОЗЛЕ МЕХТАРЛАМА

Рассказывают полевые командиры Шир Падшах и Шир Ага, оба из провинции Лагман.

После боя за уездный центр Алишанг командир Падшах собрал 30 моджахедов и двинулся дальше к югу, в направлении кишлака Мендравур.
Мендравур расположен в 11 километрах к югу от административного центра провинции города Мехтарлам и в пяти километрах севернее трассы Кабул-Джелалабад.

Мы получили информацию о том, что механизированная колонна будет двигаться от Джелалабада к Мехтарламу в конце августа 1981 года. Было решено атаковать колонну с помощью фугасов и одновременно из засады.
Мы предпочитали мощные фугасы, а потому обычно извлекали взрывчатку из двух пластиковых мин египетского производства и закладывали ее в контейнер - жестяную банку из-под масла. Мы также использовали взрывчатку из советских неразорвавшихся боеприпасов при изготовлении фугасов.
Мы заложили один фугас под маленький мост и снабдили его дистанционным управлением. Мы протянули детонационный провод на расстояние примерно в 100 метров дальше к югу, где устроили засаду в «зеленке» на восточной стороне трассы. Мы были вооружены двумя РПГ-7, пулеметом ПК и легким пулеметом Bernau. В команду подрывников входило три моджахеда.
Мы наблюдали, как медленно приближалась советская колонна. Спешившиеся советские саперы двигались впереди колонны с минными детекторами. Они внимательно проверяли дорогу. Когда они пришли к маленькому мосту, то обнаружили фугас.
Несколько советских солдат сгрудились вокруг бомбы, но вместо того, чтобы отсоединить провода, они стояли и обсуждали находку.
Трое моджахедов из подрывной группы - Шир Ага, Матин и еще один Шир Ага рассматривали их в свои бинокли. Мы видели, как несколько советских солдат стали изучать фугас и поняли, что засада может сорваться. Поэтому мы сдетонировали его, уничтожив нескольких советских солдат. Советская колонна открыла огонь во все стороны. Мы вышли из-под огня и скрылись через базар Мандравура, отойдя к северу. Несколько жителей деревни были ранены огнем советской колонны.
Спустя три или четыре дня, наша группа насчитывала уже 40 человек и мы были готовы попытаться сделать новую засаду.
Мы отправились в кишлак Машахейль и заложили на дороге две мины. У нас больше не было устройств дистанционного подрыва, поэтому мы снабдили мины взрывателями нажимного действия. Мы организовали свою засаду, прикрывая взрывные устройства.
Мы наблюдали, как колонна медленно приближалась. Впереди колонны шли солдаты с собаками-саперами. Собаки, спущенные с поводков, сразу побежали к нашим минам, указав на их местонахождение.
Шир Ага и Шах Вали двинулись вперед, когда они увидели собак. Они смотрели, как собаки стоят над минами. Двое советских солдат вылезли из БТРа с большим щупом и стали обследовать им лежавшие на дороге навозные «лепешки». Под третьей из них они нашли мину. Четыре советских военнослужащих, включая офицера, сгрудились, рассматривая мину. Шир Ага и Шах Вали открыли по ним огонь и убили четверых. Остальные советские отошли назад, выйдя из зоны поражения.
Советские солдаты открыли ответный огонь. Командир Падшах приказал четверым моджахедам двигаться на север к горе Торахейль, чтобы обеспечить прикрытие отступающей группе. Чтобы смутить противника, он взял мегафон и прокричал в него: « Оставайтесь на позициях, подкрепление уже подошло!».
Затем подошла колонна афганских войск из Мехтарлама и, заняв оборонительную позицию, открыла по нам огонь. Танки также начали маневрировать на мехтарламском плоскогорье, атакуя нас. Под покровом ночи мы оставили свои позиции.
Мы знаем, что убили четверых советских и предполагаем, что могли убить и ранить в общей сложности 18 афганских и советских военнослужащих.
КОММЕНТАРИЙ

Пристрастие моджахедов к изготовлению фугасов в металлических банках облегчало задачу для советских минных щупов. Тенденцию концентрации любопытных военнослужащих вокруг обнаруженного нового вида мин нельзя назвать чисто советской и наверняка советские военные инструктировали своих саперов избегать этого.
Моджахеды всегда комбинировали акции уничтожения и минирование с другими формами наступательных или оборонительных действий. Они обычно устанавливали свои мины на расстоянии прямой досягаемости огня своего стрелкового оружия.
Моджахеды редко оставляли свои мины без присмотра, если находились на значительном удалении от границы и путей снабжения минами. После засады или боя они часто выкапывали свои неразорвавшиеся мины и использовали их при следующих нападениях.

МИННАЯ ВОЙНА

ВСТУПЛЕНИЕ

Минная война - излюбленная техника ведения партизанской войны. Это довольно недорогой способ атаки живой силы и техники противника.
Большинство мин, использовавшихся моджахедами, были противотанковыми и противотранспортными. Когда моджахеды использовали противопехотные мины, то предпочитали мины направленного действия, такие как американские «claymore» (палаш, бритва - перевод). Советские же мины в большинстве своем были противопехотные.
Во время войны моджахеды снабжались многими видами иностранных противотанковых мин. Часто они ставили сразу по три мины - одна поверх другой, чтобы гарантировать убийственное поражение. Многие афганцы - прирожденные «кулибины» - предпочитали изготавливать свои собственные противотанковые мины из неразорвавшихся боеприпасов и других противотанковых мин.

МЕТОДЫ УНИЧТОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ МОДЖАХЕДАМИ

Рассказывает Мулла Маланг, один из самых известных полевых командиров, чьи отряды действовали в провинции Кандагар. Маланг входил в «Исламскую партию Афганистана» Юнуса Халеса.

...Моджахеды часто использовали тяжелые неразорвавшиеся бомбы (250-500 килограммов) и ночью тащили их с помощью тракторов, зарывали под мостами, переправами и виадуками. Фугасы, как правило, были с дистанционным управлением, детонаторы изготавливались кустарным методом и действовали приблизительно на расстоянии 500 метров от дороги.
Сразу несколько таких бомб могли использоваться при прохождении вражеского конвоя для нанесения ему тяжелого урона. Танки и другая бронетехника были основной целью таких фугасов (с дистанционным управлением).
Если дистанционное управление было невозможно применить, моджахеды использовали другой метод для выборочной атаки гусеничной техники.
Они протягивали два металлических провода через заминированную дорогу. Провода размещались очень близко один от другого и замыкались электрической батарейкой. Резиновые колеса гражданских грузовиков и колесных бронетранспортеров могли беспрепятственно проехать по этим проводам, в то время как гусеницы танков и БМП замыкали контур и провоцировали взрыв.

Фото Анатолия Воронина









Разминирование, война в Афганистане, Афганистан., Мины

Previous post Next post
Up