Трансформация из маоистов в исоамистов

Nov 12, 2023 22:16

https://t.me/mad_mullah

​Братья по оружию: Как палестинские маоисты превратились в джихадистов

На днях попалась интересная статья "Brothers in Arms: Palestinian Maoists Turned Jihadists" by Manfred Sing, в которой рассказывается, как группа палестинских маоистов сначала откололась от ФАТХа в 1982 году для ведения вооруженной борьбы с Израилем, а затем перешли в стан исламистских организаций, причем с эпизодами, когда не-мусульмане маоисты принимали ислам. Согласно их собственным рассказам, они сначала пришли к убеждению, что ислам является фактором мобилизации масс, а затем индивидуально приняли ислам и стали практикующими мусульманами. Один из трактатов, который анализируется автором, является As'ila ḥawl al-islām wa-l-mārkisīya min warāʾal-quḍbān ("Вопросы об исламе и марксизме из-за тюремной решетки"), в котором два деятеля маоистской группы Бахайс и Тамими объясняют, почему, будучи маоистами, они видят для себя необходимость принятия исламских принципов политики и ведения войны.

Маоисты выделились внутри ФАТХа в отдельную группу в 1972-1974 гг, в которую вошли палестинцы, ливанцы, добровольцы из арабских и не-арабских стран. В их группе не было конкретного лидера или центрального комитета, так как они были привержены концепции "линии масс" (khaṭṭ al-jamāhīr). Активисты заимствовали этот термин у Мао Цзэдуна, чей метод заключался в том, чтобы учиться у масс и погружать политическое руководство в проблемы и условия жизни масс. Их главной целью было объединение "масс" по китайской и вьетнамской модели народной войны.

Идеологическая трансформация от маоизма к джихадизму произошла одновременно с рядом политических событий. Неудачи партизан в Иордании (1970 г.) и Ливане (1978/1982 гг.) привели к расколу движения ФАТХ на два противоборствующих лагеря: один склонялся к "урегулированию" конфликта с Израилем в соответствии с нормами международного права, а второй стремился продолжать вооруженную борьбу до "освобождения" Палестины. Возвращение к концепции джихада в противовес партизанской тактике произошло в ответ на стратегию ООП, которая, начиная с 1974 года, демонстрировала определенную склонность к принятию решения о двух государствах. Маоисты решительно раскритиковали это изменение политики, поскольку считали, что оно наносит ущерб палестинскому делу. Они утверждали, что империалистическая стратегия Советов ("ни мира, ни войны") направлена на достижение политического тупика в регионе и не предлагает реального решения для палестинцев и рассматривали новые поправки к Хартии ООП исключительно как предательство. Свою роль сыграло и катастрофическое втягивание партизан ООП в гражданскую войну в Ливане и их фактическое поражение от израильской армии. Реакцией палестинских и ливанских маоистов стало отделение от ФАТХа после десяти лет разногласий или уход с полей сражений.

Фракция маоистов, чье индивидуальное и коллективное путешествие привело к воинствующему исламизму, была убеждена, что переросла классический марксизм. У них возникла весьма интересная и противоречивая система убеждений, которая отличалась от арабских левых, ФАТХа и "Братьев-мусульман" и в то же время представляла собой тройное смешение или сублимацию анти-империализма, освободительной борьбы и исламской идентичности. Автор показывает, как боевики шаг за шагом использовали маоизма и расширяли маоистские рамки легитимации политического насилия, включая в них культурные и религиозные аргументы. Таким образом, интернационализм стал сопровождаться исламской спецификой, а историческая необходимость - Божьей волей.

Подробнее см. Sing, Manfred. "Brothers in Arms: How Palestinian Maoists Turned Jihadists." Die Welt des Islams 51.1 (2011): 1-44.

@mad_mullah

исламский фундаментализм, Коммунизм, арабский мир

Previous post Next post
Up