Ушел в бессмертие

Dec 24, 2014 20:37

Этот материал я нашел в газете Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины в № 12 за 19 июня 2014 г.

В памяти жителей моей родной Беларуси остался каждый третий, погибший во имя нашей жизни. И спустя 70 лет в на­шей стране не найдется ни одной семьи, где не вспоминали бы в дни торжеств имена павших героев. И хотя все мень­ше и меньше становится среди нас тех, кто ковал эту победу с оружием в руках, сменилось несколько поколений, родившихся после той памятной даты, - эти имена будут жить вечно. Такова особенность человека: хранить и передавать потомкам наиболее важные, торже­ственные и горькие события своей жизни, своей истории.
И в нашей семье всегда хранится па­мять о павших в Великую Отече­ственную войну. Я помню с дет­ства,  как моя бабушка бережно пересмат­ривала какие-то бумаги, тяжело вздыха­ла и снова складывала их в полевую сум­ку. Она постоянно хранила ее и оберега­ла от нас, ее внуков. Позже, когда пошла в школу, я узнала, что эту сумку, ордена и медали ей передали друзья и соратни­ки сына по борьбе с врагом. Затем в нее перекочевало и извещение о героической гибели на Курской земле ее мужа, моего дедушки, В сумке находилось и един­ственное письмо сына, в котором он пи­сал о своей борьбе с фашистами.
Шло время, К бабушке приходили люди, просили эти реликвии, кто для му­зея, кто для написания истории партизан­ского движения, кто для газетной статьи. Документов становилось все меньше, но бабушка часто рассказывала о своей жиз­ни, жизни своей семьи и, конечно, о сыне. В моей памяти так и остался образ про­стой советской семьи довоенных лет, где муж и жена стремились быть достойны­ми друг друга, воспитывали детей патри­отами своей Родины.
Когда бабушка умерла, осталась эта память, дополненная ее образом, всегда для нас живым, И мы всю жизнь будем благодарны ей за то, что она наполнила нашу память любовью к Родине,
Память... Не всегда легко писать о том, что она хранит.  Еще труднее писать о том, что осталось в твоей памяти о род­ных и близких. Вот и я взялась за перо и пишу о человеке, образ которого с ран­них лет вошел в мою жизнь, моем дяде - Евгении Езепове. Для меня он навсег­да останется молодым: в день гибели ему было двадцать. До войны он окончил Журавичскую среднюю школу Рогачевского района, На третий день ушел на фронт отец, Рвался туда и сын, Он хотел воевать вместе с отцом, но в военкома­те ему отказывали, ссылаясь на непри­зывной возраст. Враг приближался к Рогачевщине. Окрестные леса наполнились лазутчиками и диверсантами. Женя ре­шил, что с оружием в руках можно сра­жаться не только на фронте, но и в тылу. Он стал бойцом истребительного отряда. Пошел на хитрость, как делали большин­ство его сверстников, чтобы добавить себе годы, Это было сделано с молчали­вого согласия матери. В истребительном батальоне он понял, что такое воинская дисциплина, как необходимы каждому бойцу бдительность и смелость. Здесь он получил первую воинскую благодарность перед строем за задержание диверсанта.
Приближался фронт. Население эваку­ировалось в советский тыл. Женя помог матери, младшему брату и сестре со­браться в дорогу. Мать рассталась с сы­ном, как оказалось, навсегда.
Сначала Женя по-прежнему оставался в истребительном батальоне, затем его направили в спецшколу. Глубокой осе­нью 1941 года он снова появился на Рогачевщине, но уже в деревне Пахарь, где жил его дедушка Иван Моисеевич, участник русско-японской войны, делегат первого съезда колхозников. Несколько дней Женя не выходил из дома, слушал рассказы дедушки о "новом порядке", о том, как встретили фашистов советские люди, о тех, кто пошел к ним в услуже­ние.
Потом Женя начал исчезать то днем, то ночью, а то и на несколько дней, И в это же время по району пошли слухи, что на Гомельском, Быховском, Довском и Жлобинском шоссе взрывались немецкие машины, исчезали немецкие фуражиры. Внук выслушивал деда и молчал, но ста­рый солдат сердцем чувствовал причас­тность к этому Жени и открыл ему сек­рет: показал целый арсенал - винтовки, пулеметы и гранаты, взрывчатку, которые оставил ему на хранение командир отсту­пающей воинской части, После этого от­крытия случаи с фашистами на дорогах участились. Внук открылся деду, что при­был из-за линии фронта и окончил школу подрывников. Так установился полный контакт между внуком и дедом, молодым и старым русскими солдатами, Они оба решили искать связь с партизанами, пе­редать им оружие,
Случай заставил ускорить поиски. Под­вела граната, которую после возвраще­ния из очередного похода Женя спрятал от бабушки в припечке и забыл о ней. Граната разнесла всю печь, но, к счас­тью, никого не было дома, Этот случай привлек внимание полицаев, Они переда­ли деду, чтобы внук и его друг явились на заготовку дров немцам. Женя и его друг Семен Горбачев не хотели работать на врагов, и ушли в партизанский отряд.
Женя стал разведчиком-подрывником, за­тем командиром разведывательно-под­рывной группы, Семен - разведчиком, связным командира бригады.
Комсомолец Езепов просился на са­мые опасные задания. За храбрость и отвагу, душевность и бескорыстие он пользовался уважением командования и всей бригады,
Однажды, когда необходимо было уз­нать количество врагов в поселке неда­леко от Дедлова Рогачевского района,  Женя и его товарищ нагрузили телегу боч­ками и открыли торговлю. Когда враги окружили новоявленных купцов,  Женя дал знак своему напарнику. Тот хлестнул лошадь, а Женя из выхваченного из-под бочек автомата поливал огнем растеряв­шихся фашистов. Когда оккупанты опом­нились, юные мстители уже скрылись в лесу
Часто Женя ходил в стан врага, переодевшись в немецкую форму. Владея в совершенстве немецким языком, он при­носил очень важные сведения. Слава о молодом партизане широко распространи­лась по району. Но какой-то предатель выдал немцам его имя. Фашисты раскле­или листовки, в которых за голову Евгения Езепова обещали сто пудов соли и много денег. Предателей, к счастью, не нашлось.
До матери, которая была с двумя деть­ми в эвакуации в Саратовской области, дошло лишь одно Женино письмо. Он писал: "Дорогая мама. Партия и прави­тельство доверили мне большое дело, посылая в тыл врага бить кровавого врага нашего народа. Я это доверие вы­полняю. Всячески стараюсь нанести вред врагу и в особенности в транспор­те. Ну а если попадется фриц на гла­за, то в редких случаях он от нас уйдет живым. Мама, за все время, как я нахо­жусь в отряде, я спустил под откос 11 эшелонов с боеприпасами и живыми фрицами. За это командование бригады меня представило к государственной награде. И клянусь тебе, мама, что я еще больше буду спускать эшелонов, чем спускал раньше."
И сын выполнил клятву. Его счет эше­лонов оборвался на восемнадцатом, ко­торый слетел под откос на участке Солтановка - Жлобин. Так он отомстил за отца, о гибели которого узнал накануне.
После успешного выполнения задания на рассвете партизаны зашли отдохнуть к связным в д.Святое (ныне Кирово) Жлобинского района. Но деревню окру­жили фашисты и полицаи, предупрежден­ные предателем. "Отходить в лес, я при­крою", - раздалась команда командира. Он выбрал удачную позицию и открыл огонь из пулемета, Более получаса про­должался неравный бой. Кончились пат­роны, Женя понял, что его хотят взять живым. Тогда он разобрал пулемет, раз­бросал его по полю, спрятал в фуражку единственную противотанковую гранату, зажал ее двумя руками и поднялся во весь рост. Враги бросились к партизану, но Женя шагнул им навстречу и выдер­нул чеку
Мощный взрыв прокатился по округе. Вокруг отважного партизана лежало бо­лее десятка фашистов. Оставшиеся в живых бросились врассыпную и долго не могли от страха подойти к месту герои­ческой смерти комсомольца-подрывника.
Это было 26 июня 1943 года. Местные жители тайком спрятали останки молодо­го партизанского командира,
Могила Евгения Езепова находится в деревне Кирово Жлобинского района. Его имя носит пионерская дружина Журавичской школы, в которой он учился, улица, на которой он жил,
Никто не знает, о чем думал бес­страшный партизан в свои после­дние минуты. Но известно одно - он без колебаний отдал жизнь Родине. В этом его сила, воля, характер, храбрость и величие. Он навечно остался в памя­ти товарищей по борьбе, земляков и на­рода, И эта память призывает нас быть достойными павших, продолжателями их стремления к созиданию и миру.
Ирина ЭСМАНТОВИЧ, декан юридического факультета.

P.S. Есть небольшая заметка о герое этого повествания и в книге Память Рогачевского район.

ВОВ, Рогачевщина

Previous post Next post
Up