Mar 18, 2023 18:53
Трактат Речи Посполитой с Россией о мире, согласии и дружбе был подписан обеими сторонами 18 сентября 1773 года. Для прекращения всех пограничных споров между двумя государствами Речь Посполитая уступала России известное пространство своей земли. В конце трактата говорилось, что о более частных предметах будут впоследствии составлены особые акты. Для фактического установления границ между государствами обе стороны обещали назначить особых комиссаров.
Главную трудность составляло установление сухопутной части границы. При установлении сухопутной границы от Двины к реке Друть русские уполномоченные стремились главным образом к прямизне пограничной линии. В речной части затруднения представляли только довольно многочисленные острова на реках.
Интересно, что и по течению рек Друти и Днепра в пределах Рогачевщины были спорные острова, специально выделенные в акте разграничения земель, Артикул 2, в том числе:
- остров № 1 против деревни Подселье надлежит до Польши
- № 2 остров против деревни Озераны - до России
- № 3 остров против деревни Костяшов - до Польши.
Левый берег реки Друть и вся та сторона принадлежит Российской империи, а правый берег остается Речи Посполитой.
От впадения в Днепр реки Друть, вниз по реке Днепр острова:
- № 1 лежащий ниже местечка Задрутье до Польши
- № 2 против польской деревни Лучин до России
- № 3 против польской деревни Красная Гора до Польши
- № 4 остров Вирь против польского местечка Жлобин до России
- № 5 остров Проскурня против польского местечка того же названия до России
- № 6 остров, лежащий выше польского местечка Стрешин до России
- № 7 остров Кулик, лежащий ниже польского местечка Стрешин до Польши [1].
Далее по Гомельской и Речицкой землям.
Акт окончательного разграничения был подписан 4 июня 1775 года в польском местечке Холмеч при границе на реке Днепр (на середине пути между Речицей и устьем реки Сож).
Обустройство пограничной черты началось с рытья рва в 30 локтей шириной и возведения вала, устройства просек в лесах и установки пограничных столбов «… дабы после в частных межах с Литовцами нигде спора оставаться не могло». В будущем было решено всюду по границе поставить каменные столбы с гербами обоих государств. На речных островах было решено также поставить столбы с гербом того государства, которому остров принадлежит. В окончательном виде граница, начинаясь от устья впадающей в р. Западная Двина с правой стороны реки Авиксты (Литовская Республика), шла по Западной Двине до устья впадающей в нее с левой стороны речки Черногостица у д. Будилово. Далее граница шла сначала по течению этой речки, а затем прямой линией через р. Гезеница и озеро Стержень. От озера граница практически прямой линией шла сначала по впадающей в озеро р. Свеча. Далее в виде вала к верховьям реки Друть у д. Большие Козки, через деревни Большие Липовичи, Волосово, образуя угол у д. Стуканы в сторону Речи Посполитой. Затем граница шла по реке Друть до впадения ее в реку Днепр у города Рогачев, затем - по реке Днепр до впадения в нее реки Сож.
Организация пограничной службы на старой польско-российской границе осуществлялась путем контроля на заставах, форпостах и разъездах, о чем еще в 1723 году Петр I издал указ, в котором говорилось: «По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги, проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет".
Так были определены ростки будущей пограничной охраны государство. Но главным тогда была борьба с контрабандой, которая включала в себя тайный провоз через границу и провоз товаров через таможни без объявления, или защита экономической безопасности государства.
В 1754 г. в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов. Объездчики получали четверть задержанного товара, а осведомители - половину конфискованного.
Охрана границы со стороны Речи Посполитой ничем особо не отличалась от российской. Основная задача была - наблюдение за происходящим на смежной стороне границы и борьба с контрабандистами. Таможенные пошлины в ВКЛ собирались на таможнях (мытня, komora - польск.), их филиалах (стража, przykomorek - польск.), которые располагались на пристанях, у переправ (перевозах) и торговых путях.
Главное таможенное учреждение на юго-востоке Белоруссии (komora) находилось в Глуске. Её филиалы размещались в Очёсах, Хальче, Марковичах, Лоеве, Ельче (стража) Жлобине, Бобруйске, Речице на Днепре, Шатилках (стража), Паричах (стража), Слуцке, Загалье, Мозыре.
Кроме того, в Мышковичах (три мили от Бобруйска) и Глебове существовали зимние филиалы, а в Пропойске был филиал от Могилевской таможни [2].
По сведениям генерал-губернатора Чернышева таможни также были: две в Динабурге, одна в Полоцке, в Витебске - на пристани.
Указом сената от 26 октября 1772 года было приказано перенести таможни и таможенные заставы на новую границу в места, определенные губернаторами Могилевской и Псковской губерний. До переноса таможен и застав все товары ввезенные в Белорусские губернии перештемпелевать [3].
При создании таможенной сети в Белорусских губерниях губернаторы учитывали как существовавшую польскую структуру, так и необходимость усиленного прикрытия - на первых порах - новых территорий. Исходя из этого, таможни и форпосты в пределах Псковской и Могилевской губерний по новой линии границы - учреждались, а по старой - сохранялись.
В это время таможни и заставы подчинялись директору Главной канцелярии над таможенными сборами. С мая 1778 года таможни перешли в подчинение губернских казенных палат, в составе которых 24 марта 1781 года выделена канцелярия таможенных дел. 23 марта 1782 года именным указом сенату введена должность советника таможенных дел в казенные палаты Белорусских губерний с потребным числом канцелярских служителей [4].
В Могилевской губернии таможни были учреждены в Толочине и Рогачеве - «чрез который возят товары из Брянска российские и из Малой России тамошние, также из Могилевской губернии из Рогачевской провинции купцы, торгующие в Кенигсберге, Гданьске, Лейпциге и Бреславле».
Согласно утвержденным штатам на каждой таможне состояли
- главный надзиратель, который назначался из штаб-, обер-офицеров или купцов «надежнейших», с окладом жалованья в 500 руб. в год;
- цолнер (300 руб.),
- кассир (200 руб.),
- ваг- и штемпельмейстер (120 руб.),
- подканцелярист (100 руб.),
- 2 копииста (по 60 руб.),
- смотритель над объездчиками (избирался из числа обер-офицеров, 150 руб.),
- 14 объездчиков (годовое содержание каждого вместе с лошадью составляло 50 руб.),
- 3 досмотрщика (по 40 руб.),
- сторож (18 руб.).
На различные расходы на каждую таможню в год выделялось по 50 рублей.
Рогачевской таможней и подчиненными объездчиками управляли капитан Кирьяков и поручик Григорий Поярков [5].
При каждой таможне учреждалось по две таможенные заставы. В подчинении Рогачевской таможни находились две заставы: при деревни Медведевке и деревни Абакумова «для проезжих с обеих сторон обывателей на ярмарки».
На таможенной заставе согласно штатам служили унтер-цолнер (150 руб. в год жалованья), копиист (60 руб.), досмотрщик (40 руб.), 6 объездчиков (по 50 руб. вместе с лошадью). На мелкие расходы в год заставе выделялось 10 рублей. Таможенные заставы возглавляли: Медведевскую - Афанасий Юшенков, Абакуменскую - Сидор Тимофеев [6].
По западной границе тогдашней Рогачевской провинции (входили Чечерский и Гомельский уезды) располагались пограничные форпосты:
- от деревни Вязьма Чигиринской волости Быховского уезда до города Рогачева включительно:
- Хомичевский (Фомичинский)
- Коноплицкий (Коноплинский)
- собственно главный, в Рогачеве
- от города Рогачева до Медведицкой заставы:
- Лучинский
- Жлобинский
- Проскуринский
- от Медведицкой заставы до Абакумовской заставы:
- Смычевский
- Глушевский
- Речицкий (на левом берегу Днепра)
- Отверницкий (рядом с деревней Отверница)
- на левом берегу Днепра напротив местечка Холмеч
- Поповский (рядом с деревней Поповка).
Всего 12 форпостов [7].
Помещения для караулов (кордегардии) строили на каменном фундаменте и при них сооружались шлагбаумы и караульные солдатские будки.
На участке от Толочина через Белыничскую таможенную заставу до Рогачева несли службу 1 штаб-, 2 обер-офицера, 45 человек пехоты и 90 - конницы. От Рогачева до Лоева - 1 штаб-, 2 обер-офицера, 91 человек пехоты и 61 - конницы [8]. Пехотинцы были из числа Толочинского, Старо Быховского и Рогачевского гарнизонных батальонов, о которых будет рассказано в отдельном очерке, а кавалеристы - из Владимировского драгунского полка.
В мае 1782 года были уничтожены таможни и заставы по старой границе. Также была установлена свободная торговля между Белорусскими губерниями и Псковской, Смоленской и Малороссийскими губерниями [9].
27 сентября 1782 года сенату был дан указ об издании общего Тарифа для всех портов и пограничных таможен Российской империи для сбора пошлин с привозных и отвозных товаров [10]. взамен Тарифа 1766 года.
27 сентября 1782 года учреждается особая таможенная пограничная цепь и стража для предотвращения тайного провоза товаров [11].
Таможенная пограничная стража учреждается в каждой пограничной губернии там, где находятся портовые или пограничные таможни. Она состоит из таможенных пограничных надзирателей и таможенных объездчиков. Объездчики принимаются на службу советником казенной палаты по таможенным делам добровольно по контракту со свидетельством из мест прежней службы или места жительства о их добром поведении и надежным поручительством.
Таможенных объездчиков полагается на каждые 10 верст границы по два человека. Также предусматривается содержать резерв на таможне и для посылок 20 процентов от общей численности объездчиков.
Для наблюдения за объездчиками определен один таможенный пограничный надзиратель на каждые 50 верст границы. Ему же придается два объездчика из числа резерва. Надзиратель определяется на службу губернским правлением по одобрению казенной палаты и советника таможенных дел с учетом свидетельств с прежних мест службы и жительства о добром его поведении. Местом пребывания пограничного надзирателя должно быть при дорогах, где должны быть устроены для них жилища. Объездчики должны находиться на местах им отведенным на дорогах или тропинках, удобных для проезда. Им также должны быть устроены жилища.
Объездчики должны ежедневно, один днем, другой ночью объезжать порученную территорию с целью недопущения пересечения границы с товарами, а также следить, чтобы переходы или переезды границы происходили только через таможни. Обязан задерживать нарушителей. В случае невозможности таковой - связываться с ближайшим селением или жительством, требуя помощи вплоть до земского исправника.
В случае поимки беглого солдата или крестьянина объездчик подлежит вознаграждению за каждого беглого человека по три рубля.
Таможенных объездчиков и таможенных пограничных надзирателей определено указом переводить через год с одного места на другое.
Надзиратели набирались из отставных офицеров, а в объездчики велено было набирать вольных людей из «обедневших купцов» и отставных «нижних чинов» конных драгунских частей от которых требовались свидетельства о хорошем поведении и надежные поручительства. Императрица Екатерина II лично указывала сенату и Коммерц-коллегии, «… дабы к таможням и к таможенной страже определяемы были люди верные и надежные».
Таможни приказано иметь по одной в наместничествах Киевском, Могилевском и Полоцком в местах по решению генерал-губернатора.
Именным указом императрицы Екатерина II от 9 февраля 1783 года Белорусскому генерал-губернатору Пассеку «Об учреждении таможен в Полоцкой и Могилевской губерниях, и о наказании за провоз, покупку и продажу запрещенных и неклейменых товаров», учреждены таможни в самом губернском городе Полоцке, а в Могилевской губернии в местечке Толочине [12].
Штат Полоцкой и Толочинской таможен состоял из:
- главный надзиратель, 600 руб.
- цолнер, 300 руб.
- кассир, 200 руб.
- ваг- и штемпельмейстер, 120 руб.
- канцелярист, 100 руб.
- два копииста, 60 руб.
- три досмотрщика, 80 руб.
- сторож, 20 руб. [13].
Кроме того, по штату пограничным стражам и цепям, в Могилевском наместничестве местечке Толочин содержалось:
- на каждых 50 верстах таможенный пограничный надзиратель, а всего - 9 с окладом 250 рублей в год
- на каждых 10 верстах по 2 таможенных объездчика, с их одеждой, содержанием, лошадьми и лодками, а всего 88 с окладом 100 рублей в год
- резерв 20 процентов - 18 с окладом 100 руб.
Всего 115 человек [14].
Примечание:
1. ПСЗ РИ. Т.20. 1775-80. № 14346. С.178-180.
2. Довнар А.Б. Дороги Рогачевщины второй половины XVIII века//Гомельское Поднепровье и Полесье: историческое и культурное наследие: сборник научных статей.- Гомель, ГГУ имени Ф.Скорины, 2018. С. 115.
3. ПСЗ РИ. Т.19. 1770-74. № 13894. С.606.
4. ПСЗ РИ. Т.21.1781-83 . № 15373 С.443.
5. Козел Г.В. Организация таможенной службы на западной границе российской империи после первого раздела Речи Посполитой (1772-1782 гг.)/ВЕСТНИК АРХИВИСТА № 1 (91)., М.2006 с.101-109.
6. там же.
7. Карта границ Могилевского наместничества с показанием на оной таможен, застав и форпостов. Б/д. Взята из Интернета.
8. Козел Г.В. Организация таможенной службы на западной границе российской империи после первого раздела Речи Посполитой (1772-1782 гг.)/ВЕСТНИК АРХИВИСТА № 1 (91)., М.2006 с.101-109.
9. ПСЗ РИ. Т.21.1781-83. № 15407. С. 568.
10. там же, № 15520. С.678.
11. там же. № 15522. С. 682.
12. ПСЗ РИ. Т.21. 1781-83.№ 15664. С.865.
13. там же. Т.44 ч.2. 1830. С. 240.
14. там же, С.245.
П.С. это отрывок или отдельный небольшой очерк из моей будущей книге по истории Рогачевщины.
история Рогачевщины.