«Операция 1005» - новые архивные свидетельства преступлений нацистов в годы ВОВ

Jun 08, 2022 23:14


Весной 2021 года Генеральная прокуратура Республики Беларусь возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Для оказания практической и консультативной помощи работникам прокуратуры была создана постоянно действующая группа, в которую, в том числе, вошли работники архивных учреждений, обладающие компетентными знаниями о необходимых документальных материалах.
Основной комплекс документов, которые могут быть использованы в качестве доказательной базы, хранится в фондах различных архивных учреждений республиканского, областного и зонального уровней. С первых дней расследования работники архивов активно взаимодействуют с представителями прокуратуры, ежедневно изучая десятки архивных дел, выявляя новые факты многочисленных преступлений нацистов против мирного населения Беларуси в годы оккупации.
В фондах Национального архива Республики Беларусь были обнаружены документальные свидетельства о целенаправленной деятельности нацистов по сокрытию следов массового уничтожения населения на территории БССР. Этот вопрос остается одним из самых малоизученных в историографии Великой Отечественной войны. Главная причина - совершенно секретный характер данной операции, которая получила название «Акция 1005» («Операция 1005»). Она представляла собой широкомасштабную долговременную программу по сокрытию следов военных преступлений на Востоке. Непосредственным исполнителем этой акции был назначен штандартенфюрер СС Пауль Блобель - отъявленный садист и преступник, который лично принимал участие в расстреле евреев в Бабьем Яре под Киевом.
Начало «Акция-1005» на оккупированной территории СССР датируется июнем 1943 года. Уже с осени этого года к ее проведению приступили на территории Восточной Беларуси, охватив города Бобруйск, Могилев, Витебск и концлагерь Тростенец под Минском.
Механизм уничтожения следов преступлений был практически одинаковым и проходил следующим образом. Сначала осуществлялась разведка местности, где в 1941-1943 гг. проводились массовые расстрелы. Выявленное место оцеплялось внутренним и внешним кольцом, в котором находились солдаты СС или оперативных команд СД.
Затем на место привозилась так называемая «рабочая команда» или «команда смертников». Как правило, это группа заключенных в количество от 50 до 200 человек, которую набирали в ближайших местах принудительного содержания. При этом им давалось обещание, что после окончания работ они будут освобождены. Одна часть заключенных рабочей команды начинала заниматься эксгумационными работами, другая - строила временные жилища либо занималась вырубкой леса для использования в качестве топлива, оставшиеся заключенные сооружали кремационную печь.
Работы на месте массово уничтожения могли продолжаться до нескольких недель. После того, как все трупы были эксгумированы, рабочая команда расстреливалась и также сжигалась в кремационной печи.
В архивных фондах Национального архива выявлено около 50 документов, которые прямо или косвенно свидетельствуют об этой чудовищной операции нацистов. Приведем фрагмент из показаний С.Пилунова - одного из участников так называемой «команды смертников», которому чудом удалось выжить: «Тех, кто не решался брать в руки разложившийся труп, немцы заставляли ложиться лицом вниз и вдыхать трупный запах 5-10 мин. Часы, золотые протезы, деньги и другие ценности, обнаруженные в земле, рабочие сдавали немцам, за что получали вознаграждение: кусок хлеба, сигарету, кружку кваса, в обед - увеличенную порцию супа… Когда печь догорала, военнопленные подбирали уцелевшие части костей и дробили кувалдами на деревянном помосте, а затем перемешивали с грунтом… Кормили рабочих на месте рядом с трупами, руки перед едой не мыли. Начались желудочные заболевания. Больных увозили якобы в госпиталь, но на другой день их замечали в верхних штабелях печей».
Вот каким образом описывается устройство кремационной печи (на заглавном фото): «Котлованы 8 м в длину и 1 м в ширину и глубину. Два котлована, вырытых параллельно на расстоянии 2 м, пересекались под прямым углом с другой парой таких же котлованов. Получался квадрат. На эту систему котлованов клали в один ряд бревна и жерди, а поверх - колотые дрова. Далее шла прослойка из кусков смолы, смешанной с каменным углем, на которую в один ряд складывались трупы. Штабель достигал 8-10 м высоты, имея до 20 рядов трупов».
Подробные данные по «Операции 1005» в районе Рогачева (операция носила наименование «Метеосводка») можно узнать из собственноручных показаний одного из ее участников - роттенфюрера СС Э. Хансена, которые сегодня хранятся в фондах Национального архива. Эсэсовцы образовали ограждение в виде большого круга, чтобы ни один солдат вермахта, полицейский или местный житель не наблюдал за тем, что должно происходить. Когда могилы вскрыли, запах наводил такой ужас, что стоявшие в оцеплении едва держались на ногах. Пленным, занятым сжиганием трупов, давали водку и папиросы и даже обещали, что отправят на работу в Германию. Оцепление сняли только тогда, когда догорел последний штабель. Пепел погрузили на автомашину и куда-то вывезли. Всех участников акции строго предупредили, чтобы никому и в голову не пришло произносить хоть слово об операции «Метеосводка». Спустя неделю Эрвин Хансен и его отряд принимали участие в новом раскопе и сжигании трупов.
Подобные акции по сокрытию следов массового уничтожения населения были проведены нацистами в районе Бобруйска, Могилева, Орши, севернее Гомеля, в районе Озаричей, около Брагина, в Борисове, Витебске, на территории лагеря Тростенец, около Пинска, в районе Бронной Горы и Березы, около Слонима, а также в районе Смолевич, Молодечно, Заполье, Яново, Лунинца, Кобрина, Бреста, Вилейки, Гродно, Сопоцкина.
По приблизительным подсчетам общее количество уничтоженных трупов может достигать 300 тысяч. Показательно, что, пытаясь скрыть следы своих преступлений, нацисты тут же совершали новые - уничтожая «рабочие команды» из числа мирных жителей, в каждой из которых насчитывалось от 30 до 200 человек.
Это еще одно очевидное свидетельство системного и целенаправленного характера политики геноцида, проводившейся захватчиками на белорусской земле в период оккупации 1941-1944 годов.
С сайта - https://minjust.gov.by/press/news/operatsii_1005_novye_arkhivnye_svidetelstva_prestupleniy_/?sphrase_id=301314

Акция 1005, Геноцид.

Previous post Next post
Up