В первые дни операции «Барбаросса», айнзацгруппа B начала свое продвижение через Познань на Варшаву.
В начале июля 1941 года айнзацгруппа В имела в своем составе 521 офицеров, унтер-офицеров, рядовых и водителей.
Айнзацгруппе была также придана 2-я рота 9-го запасного полицейского батальона, имевшая в своем составе 3 офицеров, 51 унтер-офицера и 80 рядовых.
В разные периоды деятельности айнзацгруппе B придавались и другие различные подразделения не только 9-го запасного полицейского батальона.
Местонахождение штаба:
Волковыск (с 3 июля 1941)
Слоним (с 5 июля 1941)
Минск (с 6 июля 1941)
Смоленск (с 5 августа 1941)
Состав айнзацгруппы:
- зондеркоманда 7а
- зондеркоманда7в
- айнзацкоманда 8
- айнзацкоманда 9
- особые подразделения: Vorkommando “Moskau” (VKM) (также известная как зондеркоманда 7с) и отряд Смоленск.
Из обвинений по делу айнзацгрупп военного трибунала Нюрнберга:Подсудимый Науманн, командовал айнзацгруппой В.
В Минске данная айнзацгруппа согнала всех взрослых жителей и направила их в гражданский тюремный лагерь. Путём тщательного изучения с помощью секретной полевой полиции, стало возможным ликвидировать более 1000 евреев.
В Литве, местная команда этой группы сообщала о том, что ежедневно ликвидировались по 500 евреев. Доклад также говорил о том, что почти полмиллиона рублей наличными «принадлежащаие евреям которые подверглись особому обращению были квалифицированы как принадлежащие врагам Рейха и конфискованы».
К середине ноября 1941 айнзацгруппа В смогла доложить в итоге о 45467 казнях.
В докладе о дальнейших казнях гражданских заключенных лагерей в Минске, айнзацгруппа В заявляла о том, что ещё 733 гражданских заключенных были ликвидированы. Был сделан комментарий об этих казнях:
«Все казнённые лица являлись абсолютно низшими элементами с преобладающей примесью азиатской крови. Нельзя было брать ответственность, оставляя их в оккупированной зоне».
Подсудимый Блюме являлся начальником зондеркоманды 7а в айнзацгруппе В.
В одних из своих письменных показаний он говорит:
«За время службы я провёл одну казнь. Я помню один случай в котором от 70 до 80 человек были казнены в Витебске и другой случай в котором похожее число казнили в Минске…в обеих случаях была вырыта своего рода траншея, лиц предназначенных к смерти ставили перед ней и расстреливали из карабинов. Одновременно расстреливались около 10 человек расстрельной командой из 30-40 человек. Доктор не присутствовал при казне, но руководитель расстрельной команды, который был ответственным, убеждался в том, что люди мертвы. Прекращать страдания не требовалось». (НО-4145, экз. обв. 10)
Ойген Штаймле, подсудимый, командовал зондеркомандой 7а.
В одних из своих письменных показаний он рассказывает нам о том, что его упрекали за отказ от расстрела женщин и детей в массовых казнях. Его доклады показывают, что упреки не прошли даром.
Подсудимый Адольф Отт командовал ещё одним подразделением в айнзацгруппе В и он рассказывает нам:
«В то время пока я являлся руководителем команды 7b, команда провела от 80 до 100 казней. Я помню одну казнь, которая проходила в окрестностях Брянска. Людей, которых должны были казнить, передал моему подразделению местный комендант. Тела, армия временно засыпала снегом и позднее сожгла. Ценности, которые мы собрали у этих людей мы направили в айнзацгруппу В» (НО-2993, экз. обв. 67).
Остальные подразделения айнзацгруппы В возглавляемые подсудимыми Клингельхофером и Зиксом не сильно отходили от такого порядка.
Из приговора по делу айнзацгрупп военного трибунала Нюрнберга:Обслуживание армии на территории вторжения и планирование будущих операций требовали холодной точности докладов, которая была фундаментально известна всем военнослужащим германских вооружённых сил. Таким образом, каждый руководитель подчинённой команды был проинструктирован информировать своего руководителя команды о событиях и деятельности в сфере своих операций, в свою очередь каждый руководитель команды отчитывался перед руководителем айнзацгруппы, и руководитель айнзацгруппы по радио или почте докладывал РСХА в Берлин. Эти доклады хранились в тайне, но они не были настолько скрытыми, чтобы не доводиться до сведения высокопоставленных военных и политических сотрудников режима. Фактически, в столице, они компилировались, классифицировались, мимеографировались и рассылались по назначенному списку.
Дело обвинения полностью основано на этих официальных отчётах подготовленных руководителями айнзацгрупп и айнзацкоманд. Трибунал довольно однообразно цитирует из этих докладов, лишь потому, что сам язык подлинных составителей докладов может шокировать мир, показав, что такие вещи могут происходить в двадцатом столетии. Несколько коротких выдержек вначале наглядно раскроют занятия айнзацгрупп.
Доклад айнзацгруппы В, от 19 декабря 1941, говорит об акции в Могилёве и отмечает:
«В ходе проверок на дорогах, идущих из Могилёва, проводившихся при помощи полиции, были задержаны 135 лиц, в основном евреи…127 лиц были расстреляны». (НО-2824)
Доклад также заявляет:
«По согласованию с командиром транзитного лагеря в Могилёве, проводился розыск евреев и чиновников. Были выявлены и расстреляны 126 лиц».
Тот же доклад уведомляет, что в Паричах возле Бобруйска,
«Проведена специальная акция, во время которой были расстреляны 1013 евреев и евреек».
В Рудне:
«Было расстреляно 835 евреев обеих полов» (НО-2824)
Команда, действовавшая в Логойске, докладывала:
«Масштабная антиеврейская акция проведена в деревне Логойск. В ходе данной акции, при поддержке команды дивизии СС «Рейх», казнены 920 евреев. Деревню теперь можно описать как «свободную от евреев» (НО-3143).
П.С. Это лишь малая толика сведений о айнзацгруппе В. В дальнейшем продолжим...