События, о которых пойдет речь ниже, происходили в 1763-64 гг. Эти годы в истории ВКЛ отмечены как годы политической борьбы за власть среди магнатов. На кону стоял королевский трон и трон Великого князя Литовского. Действующий король польский и Великий князь Литовский Август III доживал последние свои земные дни.
В ВКЛ руководителем пророссийской партии являлся канцлер великий литовский
Михаил Фридрих Чарторыйский.
Его соперниками были видные деятели
Станислав Щенсный Потоцкий,
Францишек Ксаверий Браницкий,
Северин Ржевуский и
Карл Радзивилл, которые поддерживали в первое время Францию и выступали за кандидатуру сына Августа III как польского короля. В Великом княжестве Литовском против Радзивилла действовали
братья Масальские: один - великий гетман литовский, другой - епископ Виленский.
Партия Чарторыйского и Масальские искали обороны у императрицы Екатерины II и просили прислать российские войска.
Король Польский и Великий князь Литовский
Август III умер 5 октября 1763 г.
Конвокационный сейм, который созывался для принятия мер безопасности на время бескоролевья и подготовки к выборам нового короля, был назначен на май 1764 г. Этот сейм должен был определить срок, место и условия избрания будущего короля. К этому времени Екатерина II приказала сконцентрировать на границе в районе Смоленска 20-тысячный корпус во главе с М.Волконским.
Накануне в поветах ВКЛ начали проходить выборные сеймики, на которых выбирали послов от поветов на конвокационный сейм. Эти выборные или посольские сеймики стали ареной ожесточенной борьбы между представителями противостоящих партий.
В Речицком повете, куда административно входило Рогачевское староство, последовавшие за таким сеймиком события привели к убийствам шляхты и захвате сторонниками князя Радзивилла Рогачевского замка.
Напомню, в замке Рогачевском, наравне с Речицким, периодически проходили различные сеймики и заседания судов.
Непосредственно о тех событиях оставил свои воспоминания сторонник партии Радзивиллов Мартин Матушевич, каштелян брест-литовский (
Marcin Matuszewicz. Pamiętniki Marcina Matuszewicza, kasztelana brzeskiego-litewskiego : 1714-1765. Warszawa, 1876. T. 4, стр. 203-205).
Также об этом событии упоминал
Адам Мальдис при исследовании мемуарной литературы XVIII века (Мальдзіс, А.Выбранае / Адам Мальдзіс; Уклад. В. Грышкевіч; Прадм. Г. Кісялёў, В. Чамярыцкі. - Мінск: Кнігазбор, 2007. - стр. 227-228).
На рогачевщине род Юдицких имел значительные наделы земельной собственности еще с XVI века, которые получил за заслуги в борьбе против татар один из представителей рода Юдицкий Василий Дмитриевич, и среди них Журавичи с близлежащими землями (ныне деревня в Рогачевском районе).
Его потомок - Юдицкий Иосиф, старший сын Михала, внук Петра, в 1763-64 гг. судья земский речицкий, был приятелем или, возможно, дальним родичем, воеводы виленского Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку.
При формировании посольства от Речицкого повета на конвокационный сейм пытался удержать в составе посольства князя Альбрехта Радзивилла старосту речицкого. Для этого, используя свой авторитет судьи земского, решил ввести его в состав посольства через маршальство в каптуровом суде [прим.1], как старосту того же повета. В эту комбинацию против партии Радзивиллов заблаговременно вмешалась оппозиция от великого канцлера Литовского. На едином поветовом посольском сеймике для избрания послов и под единым же маршалком, сеймик признал избрание послами судей каптуровых не вправе и не обоснованным. Таким образом, оппозиция отделила судей каптуровых от посольства и, вместе с тем, выбрала каптуровым маршалком князя старосту речицкого.
Все попытки земского судьи Юдицкого повлиять на решение сеймика результата не дали, хотя и было отмечено, что хотя пан староста речицкий очень хороший и благочестивый, но глубоко еще как староста не изучен.
На заседании каптурового суда в рогачевском замке, представители партии Чарторыйских большинством голосов утвердили решение суда посольского.
Тогда Юдицкий, собрав своих людей и имея пушку, атаковал тот суд каптуровый. Как многие магнаты ВКЛ он имел свою, хотя и не большую, но армию (отряд), вооруженную при том артиллерией.
Староста речицкий, который находился там же, не хотел этого, он вообще был против.
Представители партии Чарторыйских защищались. В той стычке отряд Юдицкого одержал победу. Было убито и покалечено несколько человек из шляхты Чарторыйских, остальных разогнали. Захвачен замок.
Судьи каптуровые отменили решение посольского суда, а Юдицкие выехали из Рогачева.
Затем тот же суд каптуровый возбудил дело о нарушении общественного порядка и незаконной отмене его решений, а также убийстве и избиении шляхтичей.
Зачинщиком был признан Иосиф Юдицкий - судья земский речицкий. Соучастниками признаны его братья Иоахим Юдицкий - депутат троцкий и Мартин Юдицкий, что и было доказано позже.
По вызову Юдицкие в суд не прибыли.
Схватить Иосифа Юдицкого было не просто. Человек он был дерзкий, озорной, и имел при себе людей.
По просьбе канцлера Литовского помощь каптуровому суду оказала Россия.
Для поимки было послано 300 всадников, о движении которых Юдицкий был извещен. Однако, из-за пьянства и бахвальства не оберегался. Российский майор, командовавший отрядом, будучи в трех милях от Журавичей, родового местечка Юдицких, где в то время располагался Юдицкий, приказал расседлать коней, чтобы уверить его - якобы для ночлега. Тем временем, за полночь, приказал тихо седлать коней и внезапно двинулся дальше. По пути была там какая-то переправа, но всадники переправились через реку вплавь, и спешно двинулись на Журавичи. Юдицкому дали знать, что российское войско близко идет. Но он не хотел бежать.
Когда уже войско большими силами вошло во двор, Иосиф Юдицкий вскочил на коня и ускакал в монастырь Кармелитов, там же в местечке Журавичи расположенный. Мартин Юдицкий убежал в поле, а затем в лес. Иоахима Юдицкого в то время в Журавичах не было. Майор российский окружил монастырь и костел журавичские. В костеле забрал у
приора связку ключей от помещений костела. В склепе умерших, нашел Юдицкого, сидевшего на гробу своего отца. Убедил его сдаться. Отдавши пистолеты, Юдицкий сдался. Арестовал его и доставил в суд каптуровый в Рогачев, где по смертному приговору он был расстрелян.
Даже сторонник партии Радзивиллов Мартин Матушевич, описавший в своих мемуарах этот эпизод межпартийной борьбы в Речи Посполитой и ВКЛ за власть, признал, что «…против такой справедливости нечего сказать».
Примечание:
1 - временный чрезвычайный суд в период бескоролевья. В ведении находились только уголовные дела, касающиеся лишь шляхетского сословия. Членами этого суда были все члены земского, подкоморского и гродского судов. Главною целью было охранение личной и имущественной безопасности граждан.
П.С.:
- перевод с польского воспоминаний М.Матушевича мой;
- этот небольшой материал , возможно, войдет в книгу по истории Рогачевщины над которой сейчас работаю.