В пору, когда в вырей
Времирей умчались стаи,
Я времушком-камушком игрывало,
И времушек-камушек кинуло,
И времушко-камушко кануло,
И времыня крылья простерла.
Велимир Хлебников, 1908.
Я считаю авангард в искусстве, вопреки буквальному переводу "передовой отряд", не здоровым ответвлением. Это касается не только "производителей", но и "потребителей", причем последних это касается даже в большей степени. Создатель какого-либо произведения, попадающего под категорию "авангард", может сделать это не особенно задумываясь, от балды бросить банку краски в холст и результат выставить в музее. А любитель искусства, внимательно разглядывающий этот испачканный холст, ищет в нем нечто большее, что уже, согласитесь, попахивает клиникой. Однако, не думайте, что я говорю все это с пренебрежением. Нет, на самом деле авангардизм - одно из моих любимейших направлений в искусстве, если не любимейшее. Именно поэтому я захотел сегодня поговорить на эту тему, а точнее потому, что вчера впервые послушал альбом западносибирского проекта "Коммунизм" под названием "Народоведение" 1989 года выпуска.
Итак, тема сегодняшнего урока "Роль русского авангардизма в мировом искусстве".
Не будем слишком уж углубляться. Научные исследования в этой области оставим более грамотным дядям, тем более что этих исследований и так достаточно, как и дядьев, готовых обмарать стопку бумаги своей авторитетной скукотой.
Хотелось бы сделать упор на авангардизм музыкальный. Он в России особенный, ни на что не похожий, и в этом плане зарубежный меломан может позавидовать меломану отечественному. Да, у нас нет своих "Beatles", своих "Blink-182", своей Avril Lavigne, но и зачем они нам нужны, если они есть зарубежом? А вот таких гениев, как Леонид Федоров, Егор и Сергей Летовы, Сергей Курехин, Леонид Сойбельман (конечно относительно наш, но по большей части так и есть), Петр Мамонов, Константин Рябинов, Алексей Хвостенко, Владимир Волков, Аркадий Шилклопер, Сергей Старостин, у них нет. Досадно то, что в Европе эти имена ценят единицы, но все же ценят. Справедливости ради стоит заметить, что и на Родине из перечисленных к знаменитостям можно отнести разве что Летова-младшего, благодаря однако не авангардным изыскам, а "Гражданской Обороне", да Мамонова, и то из-за "Острова", превратившегося из гениального фильма в откровенную попсу.
Со мной могут вступить в спор какие-нибудь продвинутые музыковеды, бредящие Западом, что, мол, и там, за бугром имеются свои замечательные экспериментаторы. И я бы с ними поспорил, но спорить не люблю по своей природе. Тут дело не в терминологии, вот это "охренеть", а вот это "на кой хрен". Дело не в том, как все наворочено и заморочено. Дело в эмоциональной составляющей того или иного произведения, то есть вопроса "зачем и почему это родилось". И тут русский музыкальный авангардизм действительно выходит в авангард.
Здесь со мной опять же могут поспорить, предложив такой аргумент, как "языкознание". Нет, язык тут вообще не при делах. Если вы послушав восхитительную трилогию Федорова-Волкова "Таял", "Безондерс", "Красота", много поймете в плане текста, то я вам наверное поставлю памятник при жизни. Да, там русская речь, порой от таких заслуженных мастеров как А.И.Введенский (1904-1941) и А.Г.Волохонский (род. в 1936), однако в этом футуристическом символизме, а может и в словоблудии, сам черт ногу сломит. Не далеко от них ушел и господин Мамонов в своем позднем творчестве. Поэтому говорить о языковых преградах здесь мягко говоря неуместно. А вот дух, суть, настроение - это да.
Поверьте, я много часов потратил, прослушивая то, что в Европе и Америке называется авангардом. Ничего похожего на наше там нет. Все, даже самые замороченные начинания сводятся в итоге, в худшем случае, к банальному нойзу, в лучшем - к фри-джазу. При этом я не говорою о том, что в авангарде самое главное отойти от всех существующих норм и форм. Таким макаром можно записать 60-минутный диск, прослушивая который вы не услышите ни одного звука. Это конечно же будет на ура воспринято поклонниками "Черного квадрата", книги с чистыми листами и театра, где вместо сцены стоит зеркало, обращенное к зрителям. Может это и необычно, но воистину не интересно, а может и интересно в первые 60 секунд, но не больше!
Однако вернемся к духу. Давайте уже отбросим все спорные моменты и примем неповторимую своеобразность русского музыкального авангарда как догму. Ну в самом деле, слушаешь какой-нибудь Ikue Mori, Marc Ribot, труд в глаза бросается, а вот полета, парения - ну, нет его там! А авангард - это не работа.
Когда я впервые услышал упоминаемое мною выше глобальное звуковое полотнище «Безондерс» в исполнении лидера «АукцЫона» Л.Федорова и лидера «Волков-трио» В.Волкова, у меня был жуткий культурный шок. Я неделю ни спал, ни ел, затрахал всех своих друзей и знакомых объяснениями почему этот диск необходимо послушать, и на одном из квартирников помимо себя с гитарой запустил задним планом аудио-коллаж, порой не вяжущийся с исполняемыми песнями. В общем, эффект пыльного мешка по голове на меня «Безондерс» произвел как минимум. Это не выдавливание из себя нужных нот и пассажей, это не погоня за тем, что еще никто никогда не делал, это свободный поток музыки откуда-то из глубин даже не подсознания, а души.
«Народоведение» группы «Коммунизм» немного из другой оперы. Видите ли, если вы очень переживаете по какому-то поводу, вы можете держать это в себе, копить-копить, а потом е*ануться, можете выйти на многолюдную площадь и часа три митинговать, пытаясь убедить серую массу прохожих какие же они на самом деле все сволочи и бараны, а можете включить магнитофон и передать свои ощущения звуковым рядом. При этом, если я не ошибаюсь, так как слушал единожды, господа Летов, Рябинов, Судаков ни разу именно так за весь альбом не высказались, однако музыкальный и словесный символизм - это более красноречивая критика их современности, чем все произведения А.И.Солженицына вместе взятые.
«Moscow Art Trio» во главе с Сергеем Старостиным, это уже более осознанное искусство, и уже более искусство, чем описанные выше исполнители. Этакий фолк-минимализм. Но эмоции, душа, какое-то человеческое тепло, оно в каждой ноте, в каждому звуке, в каждом слове.
Осмелюсь предположить, что это лишь наше, национальное достижение - посредством звуковой абстракции иметь ввиду что-то, находящееся порой за гранью осознаваемого, невыразимого какими-либо привычными инструментами. Почему же так сложилось?
Нет, если вы от меня ждете восхвалений русской души, или высокопарных фраз, типа «Русская культура оплодотворила европейскую культуру», заявляю официально, не дождетесь. Я так не считаю. Действительно, русская культура весьма богата и замечательна, но европеская культура от этого не становится менее замечательной. У них нам тоже стоит учиться и учиться, как и им у нас. Я говорю об отдельных аспектах национального мировоззрения, проистекающего из многовековой истории, традиций и пр., и находящего свое отражение в той или иной форме творчества. Я думаю, никто не будет спорить с тем, что русский фольклор, частушки например, это исключительно достояние русского народа, и возникнуть он мог исключительно в России, точнее на Руси. Та херня, которую теперь принято называть «русским шансоном» - так же присуща только этой стране, этому населению, и нигде больше не может возникнуть. Бардовская музыка - ну кому еще придет в голову накладывать поэзию на один и тот же мотив тысячи и тысячи раз, как не нашему брату? И все это делается искренне, вот что важно. Русские рэпперы, кОровцы, death-металлисты, попсовики, ди-джеи - все это соевый продукт, обезьянничество. Это ни хорошо, ни плохо. Это есть и пускай будет. Здесь речь идет о том, что присуще нашему менталитету, что возникает не потому, что в Европе и США это в чести, а потому, что так сложилось само собой в силу тех или иных, но наших, внутренних обстоятельств.
Так почему же вылупился наш, ни на что не похожий русский авангард? Об этом вы можете подумать сами, а я выскажу свою точку зрению позже, так как у меня больше нет времени писать всякую х*йню, я на работе.
Ваши вопросы, пожалуйста. Вопросов нет? Тогда продолжение следует...