Пожелание человеку человеческого счастья подразумевает некое абстрактное нечеловеческое счастье, которое так и не пожелали, что приводит лично меня в некоторое недоумение. Хотя иногда желают и то, и другое. Но речь почти не об этом.
В курсантские годы мы, из других деревень и других городов, жили на съемных квартирах и хотели человеческого счастья, но денег на него редко хватало, потому что все они тратились на счастье нечеловеческое. Праздность от полученных 2-3 тысяч рублей денежного довольствия бывала недолгой и приходилось питаться подножным кормом. Благо, раз в день, с понедельника по пятницу нас кормило государство.
На помощь приходили скромные пожитки, присылаемые от родителей. Так мы попробовали чувашское блюдо под непонятным нам названием "шартан". Выглядело оно невпечатляюще, однако, есть хотелось, и мы решились на эксперименты. К тому же, последний раз что-то похожее на мясо мы видели в суповом наборе ролтона.
Нас было трое и одна сковорода. Голод придавал еде особенно приятный вкус, и мы, молча, с хлебом уминали шартан. Ко всему прочему, майонез придавал еде статус пищи богов. И вот пришло насыщение едой, молчаливость нас потихоньку покидала, мы стали разбирать тонкости и вкусовые качества отведанного блюда.
Сложилось общее мнение, что по вкусу шартан довольно-таки неплох, но Диме не давала покой неизвестность информации об его ингредиентах. Я его упрекнул тем, что особого значения после того, как мы ели Chappi с пивом, информация об ингредиентах шартана не имеет.
Насыщение шартаном дошло до предела, все порядком повеселели, и пошли разговоры о том, что ели раньше, о вкусовых тонкостях различных знатных явств. И Юра, чрезвычайно разговорившись о еде и почувствовав себя экспертом среди гурманов, заявил, что шартан мог быть и получше. Мы не спорили, ибо сравнить было не с чем, лишь подтвердили, что и этот шартан был неплох.
И тут Юра допустил ошибку, развенчавшую наши представления о его кулинарных познаниях.
Он с гордым видом заявил:
- Я понимаю, что вам не с чем сравнивать. Вы просто не пробовали человеческий шартан!
Наступила неловкая пауза связанная с всеобщим недоумением. Она длилась недолго. А потом...а потом я и Дима, в прямом смысле словосочетания, легли под стол. Смеялись долго. Говорили Юре, что и слава богу, что не ели, как бы особо и пробовать не хотелось, лучше уж чаппи с пивом есть и т.п.
Больше шартан мы не ели.