Творчество Александра Довженко уникально, - второго такого режиссёра я не могу найти. Довженко одновременно и новатор, и крупный художник-авангардист, и яркий пропагандист. Вообще эпоха 20-х годов уникальна само по себе: мир только оправляется от чудовищной Первой мировой войны (это уже потом, после ужасов Второй мировой, память о Первой как-то исчезнет, но для современников она была невероятнейшим потрясением), а в России ещё и голодной Гражданской. Бедствующая Европа начинает искать новые формы, казалось бы, почти обессмысленного искусства.
Историческая эпоха накладывается на время становления кинематографа как нового искусства. Творческие поиски Кулешова, Эйзенштейна, Пудовкина переворачивают советский и мировой кинематограф.
Довженко в фильме «Арсенал» выступает как зрелый художник, всей мощью своего таланта бросающий зрителя в самый эпицентр мировой борьбы. Сюжет картины достаточно прост, но это является положительным моментом. Ничего не отвлекает от почти метафизического образа Тимоша, - украинского рабочего, олицетворяющего весь пролетарский класс.
Долгого разворачивания событий здесь не нужно, ведь автор ставит себе совсем другую задачу: показать борьбу нового класса (а с ним и нового общества) за своё право на жизнь. И, надо сказать, у него это получается: «Арсенал» смотрится много мощнее и «Броненосца "Потёмкина"» Эйзенштейна, и «Матери» Пудовкина.
Я осмелюсь признаться, что фильм меня ошеломил, такого образа готовности к борьбе до самого конца я не видел ни в одном современном фильме. Действительно, кино снималось в эпоху, когда революционная борьба ещё не сошла с повестки дня и вырождающаяся советская номенклатура не уселась на «незыблемых» догматах окостенелого «марксизма-ленинизма». Дух борьбы за новый мир ещё витал над страной, атмосфера, царящая в обществе, ещё позволяла поднимать смысловую планку на высоту, уже недосягаемую в последующие эпохи.
Нерв картины в неравной борьбе рабочего класса, которая достигает своей кульминации в момент расстрела Тимоша: солдаты Рады не могут убить его, - украинский рабочий становится неубиваемым.
Построение кадров, блистательная операторская работа Даниила Демуцкого, непреклонный Семён Свашенко в роли Тимоша, - всё яростно ведёт сюжет к его мощнейшей кульминации. Образы борцов, практически в безысходной ситуации стоящих на позиции своих идеалов, окаймляемые гнетущей атмосферой близящейся беды, и образы украинских националистов, антиисторичные по своей сути - таким смысловым рядом предстает перед нами «Арсенал». Картина великая и трагичная в ярости своей борьбы и большой надежды на построение нового мира.