Как, оказывается, интересно смотреть немое кино! Это же совершенно другой мир! Сейчас, имея огромный опыт всего кинематографа, современный зритель может найти в этом виде искусства все сюжеты и настроения, какие пожелает. Захочет остросюжетного приключения? - Получит. Запутанной философской драмы - пожалуйста. Кокетливой романтической комедии - без проблем! При всех достижениях кинематографа за 120 лет существования, именно немое кино является его колыбелью. Этим оно и ценно: родилось из робких опытов с движущимися фотографиями, развивалось очень интересным путём, не имело собственного опыта. Был период, когда даже неумелая кинопостановка оказывалась важна. Период, когда каждая находка увлёкшегося новым жанром режиссёра является жемчужиной, украшающей новое незамутнённое начинание людской культуры.
Что бросается в глаза современному зрителю, решившему не надолго заглянуть в архивы киноискусства? Во-первых, отсутствие звука. Про это можно было не говорить, но оно накладывает существенное ограничение на возможности актёра. Ему приходится значительно меньшими, чем в театре, средствами передавать те же чувства, эмоции и характеры своих ролей. Отсюда неизбежно появляются и почти цирковой грим, и гротескная мимика, и крупные жесты. Но даже такими малыми актёрскими средствами нужно увлечь зрителя. И ведь, получается. Такого по-детски наивного и серьёзного восторга, как в немом кинематографе, по-моему, уже не найти.
Во-вторых, немое кино часто использует театральные мизансцены. Наследие театра ещё очень велико (а откуда ещё режиссёру черпать опыт для своих постановок?), а театральные композиции задают камерную условность ранней кинокартине, что позволяет отбросить ненужные детали и сконцентрироваться на основном действии.
В-третьих, технические средства съёмки и монтаж совсем не развиты, что задаёт ещё большую условность. Что, на самом деле не мешает совсем.
С самого зарождения кинематографа, от производителей зритель требует интересного кино, лёгкости жанра и незамысловатость сюжета. До Голливуда ещё далеко, но уже в начале ХХ века большинство кинокартин - обычные развлекательные сюжеты. Режиссёры и актёры находятся в сильной зависимости от выпускающих студий, и вынуждены снимать весёлые, но все-таки ширпотребные фильмы.
Поэтому, среди всех сюжетов с поливальными шлангами и играющими глазами влюблёнными, так интересны образцы настоящего киноискусства. Например, "Пиковая дама" Протазанова - шедевр досоветского киноискусства.
Главная роль, исполняемая Мозжухиным, выделяется ярким пятном на протяжении всей киноленты. Режиссёр умело выделяет его на фоне остальных героев. В некоторых сценах он может выделяться светлым пятном на фоне темного окружения. Или наоборот, скрываться в тени в освещённой комнате. Очень хорошо продумана постановка и монтаж, сцены смотрятся лаконично, следить за сюжетом интересно. Даже, зная сюжет пушкинской повести, смотреть фильм интересно. Очень хорошо поставлены сцены и встречи со старухой, и игры у Чекалинского.
В общем, получил массу эстетического удовольствия.