Знания греховны?

Feb 11, 2014 07:55

Оригинал взят у yuvikom в Знания греховны?
Продолжаю читать Юнга. Зацепила фраза: Более высокий уровень сознания подобен бремени греха. ("Духовная проблема современного человека") Что Юнг имел в виду? Ведь логично предположить, что расширение сознания - это благо? Человек расширенного сознания стоит как будто на высшей степени развития, способен воспринимать больше информации и приносить пользу не только себе, но и ближним. Например, всегда считала, что люди одарённые, творческие как раз обладают таким расширенным сознанием. Почему же тут всплывает понятие греха?

И вот, читая ссылку уже совершенно к другой работе, я натыкаюсь на такое: Этот феномен, который происходит в результате расширения cознания, вовсе не специфичен для аналитическом терапии. Он встречается всякий раз, когда людей одолевает знание или новое понимание. “Знание надмевает”, - пишет Павел коринфянам [1 Кор. 8:1], ибо новое знание вскружило головы многим, что, фактически, происходит постоянно. Инфляция не имеет ничего общего с характером знания, но связана исключительно с тем обстоятельством, что всякое новое знание может настолько завладеть слабой головой, что человек уже ничего другого не видит и не слышит. Знание его гипнотизирует, и он тут же начинает верить, будто разгадал тайну вселенной. Но это всего лишь ужасное самомнение. Этот процесс представляет собой настолько общую реакцию, что в Бытии [2:17] вкушение от древа познания изображается как смертный грех. Сразу, может быть, и не ясно. почему большего сознания, сопровождаемого самомнением, следует так опасаться. Книга Бытия представляет акт становления сознательным как нарушение табу, как если бы знание означало, что кто-то неблагочестиво перешагнул некий священный барьер. Я думаю, что Книга Бытия права. поскольку каждый шаг в направлении большего сознания является чем то вроде прометеевой вины: посредством знания богов, так сказать, лишали их огня.Другими словами, то, что было собственностью бессознательных сил, вырывается из своей естественной обстановки и подчиняется прихотям сознательного ума. Человек, узурпировавший новое знание, претерпевает, однако, преобразование или увеличение сознания, которое теперь уже не имеет сходства с сознанием его ближних. Он поднялся выше человеческою уровня своего поколения (“и станете, как Бог”, “ye shall become like unto God” (англ.). - Прим. пер.), но тем самым и отдалился от людей. Мука этого одиночества - месть богов, ибо никогда больше он не сможет вернуться назад, к людям. Он, как гласит миф, прикован к одинокой скале на Кавказе, покинутый Богом и людьми.), которую, вероятно, можно рассматривать как одно из неприятных последствий становления полностью сознательным.
Отношения между эго и бессознательным

И тут мне вспомнилось, конечно, известное: Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, ... (Еккл.1:18), тому приходится туго. Значит, у человека всё же существует какой-то предел "безопасного" познания? И вообще получается, что кто меньше знает, тот крепче спит? А что же делать тем несчастным, кому всё мало, кто любит учиться и познавать наш мир? И ещё вот что подумалось: Юнг ведь сам человек весьма мудрый. Может, его несчастливая семейная жизнь как раз являлась в какой-то мере расплатой за те самые знания?

Духовный поиск, Нравственный Выбор...

Previous post Next post
Up