Поздравляем с праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который Церковь празднует сегодня - один из любимейших православных праздников в России. Любопытно, что долгие века другие Поместные Церкви не знали этого праздника, и только в XX веке он распространился за пределы Русской Церкви.
Ученые спорят о том, какие именно события лежат в основе этого праздника. Приведем саму популярную версию.
Спасение чужой Империи
Византия воюет с мусульманами на востоке. Одновременно племя русов осаждает столицу империи - Константинополь.
Спасти город могло только чудо. Жители собрались для молитвы во Влахернском храме. Вместе с горожанами молился и Андрей Юродивый - скиф по происхождению и бывший раб по социальному положению (кстати, в русских преданиях он потом станет новгородцем). В Константинополе Андрей юродствовал - ходил по улицам полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище, общался с блудницами и т. п.
И вот в час вероятной гибели города, над которым он каждый день глумился, он видит в церкви Богородицу, распростершую свой над гордом свой Покров (омофор, платок). И по любви Богородицы город был спасен.
Интересно, что греки быстро забыли эту историю, а у русских она стала столь знаменитой. Русские вспоминают, как Богородица спасла столицу не их империи от их предков. Вот она, христианская идентичность: с кем ты - с народом по крови или с народом Божьим? В праздник Покрова мы отвечаем: с народом Божьим. О том же говорит и сама история: Покров Богородицы сподобился видеть не епископ, не царь, не воин - а скиф, раб, юродивый, трижды чужой константинопольцам человека.
Покров Богородицы. Рисунок Ани Берхиной, 14 ноября 2015 года
Молитва Богородицы
Но это не главное, а о главном сказать тяжело - так оно дорого и интимно. Именно так близко и дорого верующим заступничество Богородицы.
Юродивый Андрей видел, что Ее молитва, Ее забота, как большое покрывало, распростерт над молящимся в храме народом. Большой платок, который покрывает каждого со всеми радостями и тревогами, ничего не значащими достоинствами и мнимыми недостатками - покрывает каждого, кто рискнет попросить об этом.
Это очень яркий образ подлинной материнской любви - любви покрывающей, находящейся как бы над ситуацией. И этот образ еще больше сподвигает нас обращаться к Богородице в молитве.
Реальное присутствие
Молитва, обращенная к Богородице и святым - одно из узких мест православного богословия. Невозможно логически объяснить, зачем нужно молиться ей или любым другим святым, ведь реальность Евангельской истории дает нам «прямой канал» связи с Богом. Христос учит нас обращаться непосредственно к Отцу «во Имя Мое» (Иоан, 14:13). Мы больше не нуждаемся в посредниках, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (Тим, 2:5).
И тут нет логичного ответа - просто это реальность духовной жизни. И о ней знает всякий, кто просил молитв за себя или своих близких в сложной ситуации.
Богородица так же реально присутствует с нами, как и друг, которому мы посылаем эсэмэску «что-то младший совсем разболелся, помолись, пжлст». И столь же реальны - как болезнь, как эсэмэска, - столь же реальна и молитва - Ее молитва к Богу о каждом, кто Ее об этом просит.
На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков.