Серьёзная статья Руслана Пухова, директора Центра АСТ (представленного в ЖЖ как
bmpd), опубликованная на сайте журнала "россия в глобальной политике". Весьма рекомендуется к прочтению. Статья озаглавлена "Российская воздушная кампания в Сирии: первые выводы", но она фактически кратко, но одновременно весьма системно рассматривает развитие ВВС (ВКС) России с 2008 г.
Ниже схороню некоторые отдельные отрывки.
В целом с учетом известных планов закупок в составе ВВС и Морской авиации ВМФ России к 2020 г. по оптимистичному сценарию может насчитываться до 1500 боевых самолетов:
- до 130 бомбардировщиков (16 Ту-160, 50 Ту-96МС, до 70 Ту-22М3);
- до 820 истребителей (12 Т-50, 100 Су-35, 200 Су-30СМ, 20 Су-30М2, 100 модернизированных и новых Су-27СМ/СМ3, 120 немодернизированных Су-27 и Су-33, 150 модернизированных МиГ-31, 36 МиГ-35, 50 МиГ-29СМТ, 24 МиГ-29КР/КУБР);
- до 350 ударных и разведывательных самолетов (до 150 Су-34, до 200 модернизированных Су-24М и Су-24МР);
- до 180 штурмовиков (модернизированных Су-25СМ/Су-25УБ).
Вместе с тем стоит отметить и серьезные проблемы реформирования и функционирования ВВС (ВКС) России, среди которых необходимо выделить следующее:
- нестабильность организационной структуры последних лет, вызванная практически непрерывным реформированием с 2008 г.;
- неясная эффективность сложившейся к настоящему времени структуры с подчинением большей части ВВС оперативно-стратегическим командованиям (военным округам). В частности, остается открытым вопрос, не ведет ли это к регионализации воздушной мощи вместо ее концентрации;
- не вполне ясный статус и перспективы развития созданных войск Воздушно-космической обороны;
- сохраняющаяся в значительной мере отсталость методов применения ВВС на оперативном и тактическом уровнях, отсутствие опыта проведения современных крупных воздушных операций при сколько-нибудь значимом противодействии противника;
- нехватка (которая, видимо, сохранится на длительное время) современного авиационного вооружения;
- слабость современных средств разведки и целеуказания - в частности, отсутствие в ВВС подвесных прицельных контейнеров;
- недостаточная отработанность поступающих на вооружение многих новых видов современной авиационной техники, которая, видимо, сохранится на длительное время;
- сохранение в ВВС значительного количества устаревшей авиационной техники, что порождает проблемы с обслуживанием, ресурсом, аварийностью и т.д.;
- сохраняющаяся слабость беспилотной авиации, которая, видимо, сохранится надолго в отношении БЛА с большой дальностью и ударных дронов.