Сразу хочу оговориться, что этот и последующие посты данной серии не претендуют на непогрешимость, и я буду рад любой объективной критике. Здесь и далее нашей целью будет а) привлечь внимание общественности к теме и б) постараться понять что же такого произошло в оные 1590-1660 гг. За большей подробностью рекомендую почитать тов.
antoin.
Итак, серию наших коротких разговоров об эволюции пехотной тактики в 1590-1660 гг. в эпоху пик-и-мушкетов (pike-and-shot, бо испанские родельерос/швейцарские и немецкие алебардщики/бойцы с двуручными мечами по факту сошли со сцены, а конница играла роль очень важную, но всё таки вспомогательную) мы начнём с описания испанской терции, которая заслужила славу едва ли не лучшей пехоты XVI века (начиная с битвы при Чериньоле в 1503 г.), но столкнулась с серьёзным кризисом к концу века, а в XVII веке была практически окончательно добита в битве при Рокруа, что излишне слезливо и пафосно попытались показать в фильме "Капитан Алатристе". "Это испанская терция", все дела... Но не будем забегать вперёд. До Рокруа ещё более 50 лет...
Мы не будет исследовать здесь рождение и развитие испанской пехоты, а также её успехи неудачи в сражениях в Испанских Нидерландах, Италии и других регионах. Нас интересует лишь то, чем была испанская пехота к 1590 г. Это поможет нам понять, чего же такого сделал Мориц принц Оранский, что сломил испанскую пехоту в битве при Ньивпорте в 1600 г. и, в результате оной битвы, славу испанской терции.
Появление более мощного в сравнении с аребузой мушкета вело в краткосрочной перспективе к сокращению численности стрелков относительно пикинёров, но долгосрочная тенденция вела к увеличению доли стрелков относительно пикинёров. Так, в 1601 г. испанская армия во Фландрии имела 1237 мушкетёров, 2117 аркебузира, 1047 пикинёра в доспехах и 954 пикинёра без доспехов, т.е. соотношение пик к мушкетам было 1.68 к 1. Стоит отметить, что увеличение роли стрелков не означало в тот период снижения роли пикинёров. Как писал ирландский офицер на испанской службе Джерат Барри уже в 1630-е гг.: "пикинёры в доспехах - сила баталии, а стрелки, несомненно, её ярость: но одно без другого ослабляется, оставляя от силы половину мощи".
Испанские терции во многом походили на своих соперников-конкурентов швейцарцев и ландскнехтов: массивные баталии из пехоты. Сразу стоит оговориться: терция в первую очередь понятие административное (вне Испании использовали термин полк), а тактическим построением была баталия (за рубежом батальон). Если обстановка благоприятствовала - строились прямоугольником, увеличивая фронт, если фланги и тыл не были прикрыты - каре с равными сторонами, которое, как считалось, обеспечивало равную силу на всех направлениях. В центре построения находились пикинёры, которые прикрывали стрелков от атаки конницы. Для эффективной защиты стрелков их строй был неглубоким - три, в редких случаях четыре человека глубиной. Если стрелков было больше, а такое бывало довольно часто (помним, что соотношение могло быть порядка 1.5-2 стрелков на пикинёра), то "лишних" загоняли внутрь построения пикинёров. Бойцы строились поротно для того, чтобы бойцы из одной роты сражались рядом. Бойцы роты с лучшим снаряжением находились во главе соответствующих колонн.
Ниже мы видим схему испанской баталии на основе изображений в A Discourse of Military Descipline (Брюссель, 1634) Джерата Барри. Здесь и далее красное - пики, синее - мушкеты/аркебузы. По центру стоят пикинёры - 3 дивизиона по 7 колонн на 9 шеренг, т.е. 189 пик. По периметру имеем строй мушкетов глубиной в три человека с общей численностью в 216 стрелков. Пять таких баталий могли строиться в шахматном порядке в три линии (2 в первой, 1 во второй, 2 в третьей как на игральной кости с отметкой 5). Ранее применялись и более массивные баталии. но от огромных баталий в лучшем стиле швейцарцев XV века уже отказались.
Естественно, что столь математически точное построение редко встречалось в реальности на поле боя. Болезни, ранения, дезертирство меняли пропорции и численность, да и любой командир мог решить увеличить или уменьшить размер баталии. В любом случае, основа испанской баталии конца XVI века была практически неизменной - масса пикинёров+относительно тонкий "слой" стрелков по всему периметру. При этом баталия сражалась, прежде всего, как единая боевая единица. В следующих частях нашей беседы мы поймём, что это был весьма существенный фактор.
Вместе с тем, стоит отметить, что стрелки могли образовывать "рукава" от основной баталии, дополнительные маленькие каре стрелков на углах основной баталии, а также выделяться в качестве застрельщиков.В последнем случае они тревожили противника, находясь в рассыпном строю, а сама баталия выжидала время для общего залпа с близкого расстояния (10-20 шагов). Но, опять же, основа испанского построения оставалась неизменной - единый строй баталии.
Испания не могла похвастаться хорошей конницей, и для прикрытия флангов пехотных баталий активно привлекали наёмников, в том числе немецких рейтаров. Выше мы отмечали, что конница играла вспомогательную роль, но не стоит её преуменьшать. Исход сражений решало грамотное применение кавалерии на флангах в конце сражения, они же обеспечивали преследование противника (что закрепляло разгром, а до этого не давало возможности противнику передохнуть, перестроиться и вернуться в сражение), а между сражениями на плечи конников ложилась разведка, рейды и так далее. Так же стоит отметить высокую роль "конной пехоты" в целом и конных аркебузиров/карабинеров в частности, которые поддерживали и дополняли кирасиров/рейтаров/жандармов. Но достаточно массовая "конная пехота" была и раньше, чуть ли не с эпохи Каролингов, а конные аркебузиры появились ещё в начале XVI века.
В следующий раз поговорим про нововведения Морица принца Оранского, для понимания которых описанный выше облик терции нам и пригодится.