Первая часть. Вторая часть. Третья часть. Покинув «Большого Э», Холлоуэй вернулся в Пентагон. Хотя Холлоуэй уже давно был выбран для присвоения звания контр-адмирала, подходящей открытой должности в Пентагоне не имелось, и временно он оставался в звании кэптена. Начальник штаба ВМС адмирал Том Мурер назначил Холлоуэя исполнительным директором рабочей группы, которой в течение трёх месяцев было поручено провести исследование мер по повышению безопасности и живучести авианосцев и предотвращению возгораний, что стало особенно важным после пожара на авианосце USS Forrestal 29 июля 1967 г. Руководителем проекта был назначен отставной четырёхзвёздный адмирал Джим Рассел, бывший ранее руководителем департамента аэронавтики Штаба ВМС и замначштаба ВМС. Исследование было проведено в срок и было признаном успешным, его рекомендации начали внедряться в ВМС.
USS Forrestal в огне, 29 июля 1967 г.
После окончания исследования Холлоуэй предложил реорганизовать структуру управления программой строительства и эксплуатации авианосцев по примеру других основных программ ВМС. В то время должности и ответственности в этой сфере были размыты между различными структурами Штаба ВМС и других подразделений. Руководство флотов, то есть представители оперативной линии управления также имели существенный вес в решении вопросов административного управления программой авианосцев, что не соответствовало принятым в США нормам. По рекомендации Холлоуэя был создан Отдел программы авианосцев в составе подотчётного Министру ВМС Командования военно-морского строительства, а в структуре Штаба ВМС появился Отдел координатора программы авианосцев (OP-03V), который и возглавил Холлоуэй, получив звание контр-адмирала. Штат OP-03V включал четырёх офицеров, включая самого Холлоуэя, и секретаря, и ютился в первое время в небольшом помещении на пятом этаже Пентагона, который ранее был без преувеличения «чуланом для мётел». Несмотря на это, Отдел координатора программы авианосцев сразу получил сообразное своей роли и ответственности влияние.
Контр-адмирал Холлоуэй, 1968 г.
Первый серьёзный «бой» OP-03V принял в 1970 г. Сенатор Уолтер Мондейл, и ряд сенаторов от демократической партии начали кампанию за сокращение военных расходов и численности Воорукжённых Сил. Их основными целями стали самые дорогостоящие оборонные программы и, естественно, атомные авианосцы. Эту кампанию поддержал ряд конгрессменов и сенаторов, которые выступали за отказ от строительства суперавианосцев в пользу строительства лёгких авианосцев водоизмещением около 25000 тонн и более дешёвых палубных самолётов для снижения «уязвимости флота» и военных расходов. Да, ничто не ново под луной.
Сенатор Мондейл предложил поправку к бюджету на 1971 г., которая предполагала заморозку всех расходов на суперавианосцы до проведения детального исследования их стоимости и эффективности объединённым временным подкомитетом из представителей Комитетов по делам Вооружённых сил Палаты представителей и Конгресса. Поправка была принята, и временный комитет возглавил сенатор-демократ Джон Стеннис.
Слушания проходили с 7 по 16 апреля 1970 г. На них присутствовали Министр ВМС Джон Чафи, адмирал Мурер, вице-адмирал Риковер и контр-адмирал Холлоуэй, а также Председатель КНШ генерал Вилер. Им оппонировали сенатор Мондейл и представители ряда американских «фабрик мысли». По результатам слушаний (объём материалов слушаний составил почти 800 страниц) было единогласно принято решение (при одном воздержавшемся) одобрить строительство атомного авианосца USS Carl Vinson. Все доводы Мондейла и его сторонников были отвергнуты представителями временного подкомитета. Значение слушаний было столь высоко, что ВМС приняли решение назвать седьмой авианосец типа Nimitz в честь сенатора Джона Стенниса.
Председатель Комитета по делам ВС Сената Джон Стеннис (слева, справа достаточно известный в узких кругах тогда ещё генерал ВВС Джон Лавелль), 1972 г.
В это время возникла проблема с сохранением численности авианосной компоненты ВМС США в 15 ударных (CVA/CVAN) и девяти противолодочных (CVS) авианосцев. Флот не мог по бюджетным соображениям позволить себе строительство новых CVS, а модернизация ударных авианосцев в противолодочные сократила бы число ударных, что было недопустимо в условиях оперативных требований и продолжающейся войны во Вьетнаме. В этой ситуации Холлоуэй предложил перейти к единой классификации - CV/CVN, а также отказу от фиксированного состава авиакрыльев. Теперь любой авианосец можно было укомплектовать авиакрылом, подходящим для выполнения конкретных задач перед каждой конкретной боевой службой (авианосцы, которые не могли использовать весь спектр палубной авиации, постепенно списывались и заменялись универсальными суперавианосцами). Это позволило отказаться от строительства противолодочных авианосцев нового поколения и использовать ударные авианосцы в противолодочных целях в случае необходимости.
Также был произведён отказ от смешанного базирования палубных самолётов на наземных базах морской авиации в период, когда они не находились на палубе авианосца. Раньше эскадрильи самолётов различного назначения базировались на одной базе под командованием командира авиакрыла авианосца. Теперь самолёты одного типа концентрировались на отдельных базах (штурмовики A-4 и A-7 -на базах Джексонвилль и Лемур, истребители F-4 и, позже, F-14 - на базах Океана и Лемур, всепогодные штурмовики/бомбардировщики A-6 - на базах Уидби Айленд и Океана) и на время боевой подготовки находились под командованием офицера, специализирующегося на данном типе самолётов. Всё это позволило существенно оптимизировать, упростить и повысить эффективность боевой подготовки, технического обслуживания и логистику. За свою службу на должности руководителя Отдела координатора программы авианосцев Холлоуэй получил Медаль ВМС за выдающиеся заслуги.
Продолжение следует.