Первая часть. Вторая часть. После обучения у Риковера в июне 1964 г. Холлоуэй был назначен специальным помощником вице-адмирала Горацио Риверо, ставшего руководителем нового подразделения в структуре Штаба ВМС - Отдела планирования военно-морских программ. На этой должности Холлоуэй стал свидетелем и непосредственным участником борьбы флота за атомные авианосцы. После строительства атомного «Большого Э» ВМС хотели строить все последующие авианосцы также с ЯЭУ, но столкнулись с противодействием Министра обороны Роберта Макнамары, который полагал атомные авианосцы несоответствующими критерию «стоимость-эффективность». Созданный по предложению Риковера Подкомитет по делам морской мощи Комитета по делам Вооружённых сил Палаты представителей Конгресса, в свою очередь, отказывался рассматривать вопрос строительства неатомных авианосцев. Компромиссное решение удалось найти осенью 1964 г. после посещения Макнамарой Лаборатории ядерной энергетики им. Беттиса. Флот изначально хотел строить последующие авианосцы с четырьмя реакторами (у USS Enterprise их восемь). На это Макнамара не мог пойти. Но во время посещения лаборатории Риковер заверил Макнамару, что можно будет построить авианосец всего с двумя реакторами. Так было положено начало истории авианосцев типа Nimitz, которым предстоит служить в составе американского флота до 2050-х гг.
Авианосец USS Enterprise, атомный крейсер USS Long Beach, и атомный лидер эсминцев (с 1975 г. - атомный крейсер) USS Bainbridge, 1964 г.
Наконец, в августе 1965 г. Холлоуэй принял командование USS Enterprise, который прошёл перезагрузку реакторов и готовился к выходу в море для финального этапа испытаний. Обычно офицеры американских ВМС занимают должность командира авианосца в течение одного года. Это связано, во-первых, с исключительной нагрузкой, которую предполагает командование авианосцем, а во-вторых, с тем, что для офицера морской авиации командование авианосцем - обязательное условие для получения в будущем адмиральского звания. Учитывая, что авианосцев в то время в составе флота было около 24 (включая девять противолодочных), то ежегодно флот мог получать не более 24 офицеров морской авиации, удовлетворяющих требованиям для присвоения адмиральского звания. Учитывая, что не все из них его в итоге получали, а также значительное число адмиральских должностей, ограничение срока командования авианосцем одним годом стало сложившейся практикой в ВМС США. Но Риковер, который вместе со своими коллегами тратил на подготовку командиров для USS Enterprise около полутора лет смог продавить решение о том, что командир «Большого Э» назначается сроком на два года.
Кэптен Холлоуэй, июль 1965 г.
Начало двухлетнего пребывания Холлоуэя в должности командира USS Enterprise прошло без особых сюрпризов. Но в октябре 1965 г. испытания были прерваны и корабль отправился на боевую службу во Вьетнаме. «Большой Э» нанёс первые удары по целям во Вьетнаме 2 декабря, а 5 декабря корабль осуществил 211 вылетов, в том числе 165 ударных. USS Enterprise принимал участие в основном в воздушной кампании против целей в Северном Вьетнаме, которая была гораздо более сложной и опасной для лётчиков, чем обеспечение поддержки действий американских и южновьетнамских сил в кампании в Южном Вьетнаме. На морскую авиацию пришлась половина самолётовылетов в ходе воздушной кампании в Северном Вьетнаме.
Авианосец вернулся в Сан-Франциско в июне 1966 г. после долгих месяцев активной боевой службы в районе «Янки Стейшн» в Тонкинском заливе. После отдыха экипажа, планового ремонта с докованием и непродолжительной, но интенсивной боевой подготовкой со сдачей курсовых задач в ноябре 1966 г. USS Enterprise отправился на вторую боевую службу во Вьетнаме.
USS Enterprise вернулся в Сан-Франциско после боевой службы во Вьетнаме, июнь 1966 г. На палубе самолёты A-4C Skyhawk, E-1B Tracer и RA-5C Vigilante.
Слева напрво: командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Джон Хайленд, Президент Китайской республики Чан Кай Ши и командир USS Enterprise кэптен Холлоуэй, март 1966 г.
Авиагруппа корабля несколько изменилась. Две из четырёх эскадрилий A-4 Skyhawk были заменены одной эскадрильей из девяти новейших всепогодных штурмовиков (бомбардировщиков) A-6 Intruder. Также корабль нёс две эскадрильи F-4 Phantom, самолёты-заправщики, разведывательные самолёты и E-2. «Большой Э» в феврале 1967 г. получил вымпел лучшего авианосца на Тихом океане и стал лучшим авианосцем флота в четырёх из шести областях. При этом руководство флота изначально не хотело, чтобы победу в флотском соревновании одержал USS Enterprise. Во-первых, корабль начал боевую службу на Тихом океане лишь в декабре 1965 г. Во-вторых, будучи первым и единственным атомным авианосцем, он и так получал значительную долю внимания и признания. Но факты были неумолимы, и вымпел за боевую эффективность (т.н. «Battle Efficiency E») достался «Большому Э», одному из девяти авианосцев Тихоокеанского флота.
С палубы "Большого Э" взлетает A-4C, Тонкинский залив, май 1967 г.
USS Enterprise пополняет запасы на ходу.
В июне 1967 г. для USS Enterprise закончилась вторая боевая служба во Вьетнаме, и корабль отправился домой. Боевая служба длилась 230 дней и включала пять «дежурств» на «Янки Стейшн» длительностью по месяцу каждое. Авианосец осуществил более 14000 самолётовылетов, включая около 11500 боевых. На цели было сброшено более 14000 тонн боеприпасов. Авианосец 57 раз пополнял запасы авиационного топлива на ходу, приняв 555000 галлонов топлива, и 37 раз пополнял на ходу запасы боеприпасов, принимая за раз около 300 тонн боеприпасов. Корабль потерял 20 самолётов и 18 лётчиков. Холлоуэй покинул должность командира USS Enterprise в июле 1967 г. Корабль и Девятое авиакрыло получили флотскую благодарственную медаль за боевую службу во Вьетнаме.
Продолжение следует.