Интервью генерального для РИА "Новости"

Dec 14, 2013 17:05

Оригинал взят у zvezdochka_ru в Интервью генерального для РИА "Новости"
Генеральный директор ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" Владимир Никитин дал развернутое интервью корреспонденту РАИ "Новости" Анне Юдиной.
Ознакомиться с "прокатной" версией можно на сайте РИАН.
Мы, по согласованию с коллегами, предлагаем Вашему вниманию "режиссерскую" версию интервью.



- Владимир Семенович, наверное, уже можно подвести определенные итоги деятельности предприятия за этот год?
- Мы вступаем в юбилейный год. В 2014 году предприятие отметит свое 60-летие. Поэтому наступающий год - это время подведения итогов всего последнего десятилетия. Надо сказать, что сегодняшняя обстановка разительно отличается от того периода, когда «Звездочка» праздновала полувековой юбилей. За последние годы резко увеличилось число кораблей, на которых ведутся ремонтные и модернизационные работы. Расширяется номенклатура проектов. Растут объемы работ. Десять лет назад мы практически занимались только «Дельфинами» - стратегическими ракетоносцами проекта 667БДРМ. Сегодня, если говорить о подлодках, это уже пять различных проектов - и атомные, и дизель-электрические. Все больше субмарин проходят модернизацию. В результате корабли, построенные 15-20 лет назад, не только сохраняют боевую эффективность, но и, зачастую, улучшают свои характеристики. Так, например, модернизированные «Варшавянки» показывают по шумности лучшие результаты, чем заявленные при постройке, оснащаются качественно новым радиоэлектронным вооружением, становятся более безопасными в эксплуатации. Наличие высококвалифицированных специалистов, уникальной стендовой базы, опыта, технологий, работающей системы менеджмента качества позволяют «Звездочке» выполнять полноценные заводские ремонты, фактически обеспечивающие кораблям вторую жизнь.
В 2012 году мы передали флоту две подлодки проекта  667БДРМ - "Новомосковск" и "Верхотурье", в этом году - дизель-электрическую подлодку "Синдуракшак" (877ЭКМ) для Индии и «Калугу» - корабль того же проекта для ВМФ России. До конца года флоту будет передана АПЛ "Смоленск". В середине ноября пришел очередной, уже третий для «Звездочки», крейсер с крылатыми ракетами - "Орел". Ему предстоит ремонт по техническому состоянию и продление сроков службы. В 2014 году мы должны завершить ремонт АПЛ «Екатеринбург», закончить строительство и передать флоту морской транспорт вооружения «Академик Ковалев».  Это что касается военной составляющей. В гражданском судостроении наша программа на ближайшие годы не столь объемная. Год назад мы передали Газпрому буровую установку «Арктическая», завершили изготовление объектов стартовой инфраструктуры ракетно-космического комплекса «Ангара». В уходящем году завершили строительство среднего морозильного траулера «Койда-2» проекта 50010. В декабре он будет передан заказчику.
Уже несколько лет подряд загрузка предприятия увеличивается. Эта тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе. Темпы роста гособоронзаказа, который сегодня составляет более 80% наших заказов, будут нарастать. Для иллюстрации можно привести такие цифры. В прошлом году для выполнения производственной программы нами дополнительно открыто 250 рабочих мест, в нынешнем - 300. В следующем году этот прирост должен составить 500 человек, а в 2015 - около 1000. И это одновременно с техническим перевооружением производства, и вытекающим из него повышением производительности труда.


- Продолжением строительства серии "Академиков" вы доказываете, что "Звездочка" может не только ремонтировать корабли, но и строить их?
- Безусловно. Головной заказ проекта 20180 - спасательное буксирное судно "Звездочка" - зарекомендовал себя как надежная и технически современная морская техника. Военно-морской флот - это не только крейсеры и эсминцы, но и суда специального назначения.  Наш флот испытывает потребность в технике, способной обеспечивать спасательные, буксировочные и подводные работы. Год назад на одной стапельной линии с «Академиком Ковалевым» мы начали строить третий заказ на базе проекта 20180 - морское транспортное судно «Академик Александров». В юбилейном для завода году будет заложено и четвертое судно этой серии. Имени у него пока нет, но мы предполагаем, что командование ВМФ продолжит традицию увековечивать имена наших выдающихся ученых-корабелов в названиях кораблей.
В главном эллинге оснащена отдельная стапельная линия для строительства «академиков». Мы ценим наше тесное взаимодействие с ЦКБ «Алмаз» - проектантом этих судов.  Так что вы правы, «Звездочка», несмотря на свой ремонтный профиль, весьма успешно осваивается в сфере судостроения. По нашим оценкам, эти суда обладают высоким экспортным потенциалом. С нашими индийскими партнерами мы уже вели речь о том, что им необходимы подобные спасатели для обеспечения своего флота. На базе проекта 20180 возможно строительство и экспортного варианта таких судов.


СБС "Звездочка"
- АПЛ "Екатеринбург", на которой 29 декабря 2011 года в доке СРЗ-82 произошел пожар, планировалось сдать в 2014 году. Не сдвигается ли этот срок?
- Графики по ремонту «Екатеринбурга» мы выдерживаем. Как я уже говорил, этот корабль должен быть сдан в следующем году. Сложности и нестандартные задачи есть, но они не носят критического характера и, в тесном взаимодействии с проектантами - «Рубином» и «Малахитом», - разрешаются в рабочем порядке. Изначально мы планировали выполнить ремонт корабля в доке без постановки в крытый эллинг. «Антеи», к примеру, во время ремонта мы в цех не ставим.  Но работать с поврежденными во время пожара забортными элементами и конструкциями гидроакустического комплекса, конечно, значительно комфортнее в технически оснащенном теплом цехе. Поэтому мы нашли возможность поставить «Екатеринбург» в эллинг, где до следующего лета и будут вестись ремонтные работы.


РПКСН "Екатеринбург"
- Гидроакустический комплекс (ГАК) "Екатеринбурга" будет заменен?
- Полной замены ГАК не будет. Комплекс будет восстановлен за счет имеющихся в наличии запасных частей и оборудования. "Океанприбор" нашел приемники и излучатели, которые позволили укомплектовать системы, так что нового комплекса мы не заказываем. Первоначальные оценки ущерба от пожара на корабле, озвученные в СМИ, оказались чрезвычайно завышенными. Сегодня, говоря о стоимости ремонта «Екатеринбурга» надо понимать, что основной ее объем составляют плановые ремонтные работы, аналогичные тем, что были выполнены год назад на головном «Дельфине» - РПКСН «Верхотурье». Вследствие пожара корабль вышел из строя, но это произошло всего за полгода до его плановой постановки на «Звездочку» для восстановления технической готовности и продления срока службы.
Нужно отметить, что у подлодок серии  667БДРМ идет второй цикл ремонта и флот не планирует выводить эти корабли из эксплуатации. В США, например, подлодки эксплуатируются свыше 40 лет. Нами достигнут рубеж в 35 лет, и эти сроки будут увеличиваться. Мы, судоремонтники, проектант - ЦКБМТ «Рубин» - и командование флота понимаем, что ресурс этих ракетоносцев еще далеко не исчерпан. Элементарная математика подсказывает, что чем дольше корабль служит, тем эффективнее становятся вложения в его постройку. При развитой системе мониторинга технического состояния корабельного оборудования, планового расширенного сервисного обслуживания, своевременных ремонтах и модернизационных работах эти подводные ракетоносцы смогут служить за пределами сроков, установленных при их проектировании и строительстве. При этом они будут полностью соответствовать характеру поставленных перед ними боевых задач.
- Все лодки проекта 971, так называемые "Барсы", они же "Щуки-Б" - тоже вы будете ремонтировать?
- Первый наш «Барс» - АПЛ «Леопард» - уже год находится в эллинге. Завершен демонтаж оборудования с заказа, оно передано частично производителям, частично в цеха «Звездочки» для ремонта и последующих испытаний. Проектант - СПМБМ «Малахит» - завершает разработку проекта ремонта и модернизации. Кораблей этого проекта было построено полтора десятка единиц. Судить о том, какое количество из них пройдет через наш стапель, я пока не могу. Это перспектива лет на десять вперед и многое может меняться. Но о том, что модернизация этих субмарин составит значительную часть нашей загрузки на ближайшие годы, говорить уже можно. Даже с Тихоокеанского флота некоторые из «Щук-Б» придут к нам. Мы уже заключаем с голландской транспортной компанией контракт на транспортировку двух таких кораблей с Дальнего Востока по Северному морскому пути (АПЛ "Братск" и "Самара" - ред. ). Это будет летом следующего года. В следующем же году для модернизации будет принят и «Волк» с Северного флота.


АПЛ "Леопард"
-Что будете менять в этих лодках?
- «Барсы» много и интенсивно эксплуатировались, не проходя предписанных регламентом заводских ремонтов. Перед нами стоит серьезная задача средних ремонтов и модернизации этих кораблей. Предстоит замена кабелей, радиоэлектронного вооружения, модернизация комплекса вооружений, других систем корабля. Со «Звездочки» «Барсы» будут уходить современными боевыми единицами.
- Сколько лет уйдет на модернизацию каждой субмарины?
- Плановые сроки модернизации составляют около трех лет. Но отставание по «Леопарду», в частности, есть. Это связано с поздней поставкой конструкторской документации. Мы испытываем и серьезные затруднения в работе с отдельными поставщиками оборудования. Готовность их к ремонту этих кораблей оказалась невысокой и наш график постоянно смещается вслед за сроками поставок комплектующих.
Есть оборудование, которое сегодня попросту снято с производства. Контрагентам требуется время для его возобновления, восстановления технологий, реанимации участков, подготовки персонала. Есть предприятия, которые не входят в крупные корпорации, поэтому инструменты воздействия на них отсутствуют. Добиваться соблюдения сроков административными методами очень трудно, судебными - очень долго. С другой стороны понятно, что поставщики оборудования перегружены при создании группировок стратегических и многоцелевых лодок, которые строит сегодня "Севмаш".
Конечно, головной корабль из серии 971 будем ремонтировать достаточно продолжительное время. Надо будет выстраивать всю кооперацию, а это более сотни предприятий, разрабатывать технологии, изготавливать оснастку, оснащать стендовое хозяйство. Сроки ремонта следующих лодок будут сокращаться. Опять же с какого момента эти сроки исчислять. По науке - с момента получения рабочей конструкторской документации. "Леопарда" мы поставили в эллинг в 2012 году, а РКД получили в конце 2013. Это, конечно, не значит, что год потерян, но отсутствие документации серьезно тормозит весь подготовительный цикл. Разработка конструкторской документации должна предшествовать модернизации корабля. К сожалению, сегодня эти работы выполняются параллельно.
- Весной мы писали о том, что две атомные подводные лодки "Карп" и "Кострома" с титановым корпусом пройдут  на "Звездочке" ремонт и модернизацию, чтобы в 2017 году вернуться в состав флота. Начались ли на них работы?
- Контракт на модернизацию этих лодок заключен, в настоящее время мы начинаем демонтажные работы по базовым документам, но пока нет основного массива документации. Сегодня даже объем работ мы себе не очень ясно представляем. Корпуса у «Барракуд» в прекрасном состоянии. Но срок службы «Барракуд» составляет более 25 лет и радиоэлектронное вооружение, кабели придется, без сомнения, менять. Могу сказать, что подходы в работе будут как и к лодкам 971 проекта. С титановыми лодками пока работает наш филиал «Нерпа».  В Снежногорске выполняется восстановление технической готовности АПЛ «Псков» проекта 945А.


АПЛ "Карп"
- Взрыв на индийской лодке "Синдуракшак" стал полной неожиданностью. Есть ли у Индии претензии к российским корабелам, ремонтировавшим субмарину? Выработаны ли у "Звездочки" дальнейшие планы работы с индийской стороной?
- Мы будем обращать особое внимание на продление сроков службы индийских "Варшавянок" (проект 877ЭКМ - ред.). Также обсуждаем вопросы их второго заводского ремонта. В результате этой комплексной работы лодки будут иметь новый срок службы 10 лет после ремонта.
Мы ожидаем, что индийская сторона, не позднее лета 2015 года поставит на ремонт и модернизацию с продлением срока службы одну или даже две подводные лодки проекта 877ЭКМ. Но для этого необходимо принять окончательное решение на уровне Министерства обороны Индии. Такие переговоры ведутся. Если говорить о трагедии на «Синдуракшак», то это несчастье ни в коей мере не изменило отношение индийской стороны к "Звездочке". От многих руководителей ВМС Индии мы слышали при встречах, что к нам нет никаких претензий.
Сегодня сделать какие-то выводы о причине трагедии сложно. Они будут сделаны после того как Индия поднимет лодку. Мы готовы участвовать и в подъеме, если наша помощь потребуется, и в расследовании причин. С предложением помощи мы обратились к индийской стороне уже в день происшествия.
Параллельно мы продолжаем работу в Индии, обеспечивая техническое сопровождение при ремонте подлодок на их верфях. Сегодня более ста специалистов "Звездочки" находятся там, обеспечивают эти работы.
- Смогут ли индийские верфи обеспечивать должное качество и скорость ремонта лодок?
- На «Звездочке» создана очень мощная стендовая база для ремонта и испытания корабельного оборудования. Сформирована эффективная система диагностики и неразрушающего контроля оборудования. Отработаны технологии ремонта. И, в первую очередь, есть кадры - квалифицированные специалисты с огромным опытом работы. В Индии эти ключевые факторы находятся в стадии формирования, что и является причиной более длительного ремонта подлодок, чем в России.
Любая страна заинтересована в развитии собственной ремонтной базы. Безусловно, наши партнеры хотели бы все лодки ремонтировать у себя. Но мы понимаем, что сегодня определенные виды работ индийские верфи могут выполнять только под нашим техническим руководством. Поэтому работы по ремонту подводных лодок наших партнеров будут вестись одновременно - и в России, и на индийских верфях. Как распределятся эти работы, решит командование ВМС Индии, руководствуясь своим пониманием ситуации и учитывая наши предложения.


Ремонт ДЭПЛ инозаказчика
- Как обстоит дело с ремонтом дизель-электрических лодок в интересах ВМФ?
-Мы успешно выполнили ремонт "Калуги". Корабль уже выполнил задачи первой после ремонта боевой службы и флот дает высокую оценку технического состояния этой подлодки. Фактически это был первый средний ремонт в  истории российских кораблей проекта 877. Летом 2014 года мы планируем спустить на воду вторую подобную субмарину - "Владикавказ", которая сейчас проходит заводской ремонт. Мы ожидаем, что и третья лодка, "Магнитогорск" будет поставлена к нам. Вопросы о сроках постановки «Магнитогорска» в ремонт уточнит гособоронзаказ. В перспективе «Звездочка» готова отремонтировать и выполнить модернизацию всех российских субмарин этого проекта.
- Есть ли разница в техническом состоянии российских и индийских подлодок?
- На индийских лодках коррозионные разрушения, а следовательно, и объем ремонтных работ значительно выше. Эксплуатация на Севере, в условиях холодного климата меньше разрушает технику, чем плавания в тропиках. С другой стороны, наши подлодки имеют более длительные сроки эксплуатации до постановки в ремонт. Поэтому свои особенности и отличия в ремонтах наших и индийских лодок есть. Но в целом, с российскими кораблями работать привычнее.
Индийские корабли требуют бóльших объемов корпусных работ, на них меняется 100 процентов кабельных трасс. На «Синдуракшак», к примеру, коррозионное разрушение ограждения рубки было настолько сильным, что потребовалось изготовить новое. Ни на одной из 130 российских лодок, отремонтированных на «Звездочке», такие работы не выполнялись. В построенные Россией для Индии лодки интегрируется много иностранного оборудования. На "Синдуракшак", в частности, стояло 12 зарубежных систем - индийского, британского, канадского, немецкого производства. Задача проектанта - все это интегрировать в чертеже, а "Звездочка" должна была обеспечить сопряжение этих систем с российским оборудованием. Это, конечно, усложняло работу. Добавьте к этому языковой барьер между рабочим и членом экипажа, регламенты передачи военных технологий, вопросы допуска иностранных граждан на режимное предприятие,  другие нюансы. Но, тем не менее, это сотрудничество для нас чрезвычайно важно и мы сделаем все, чтобы сохранить позитивное отношение наших индийских партнеров к «Звездочке»  и развивать наше взаимодействие, предлагать новые формы и делиться накопленным опытом.
- Перейдем от подводного флота к надводному. Когда Северный флот получит обновленный ракетный крейсер "Маршал Устинов"?
- Основной объем работ сейчас сосредоточен на замене кабелей. Когда корабль ставился в док, масштабных работ в этой части не предполагалось. Однако, после детальной диагностики  выяснилось, что большую часть кабельных трасс надо заменять. Эта замена потребует времени. Часть газовых турбин мы меняем на новые, другие ремонтирует Пролетарский завод. Также выполняется восстановление ракетного комплекса. После этого корабль получит новый срок службы.
Впервые предприятие в заводских условиях ремонтирует корабль первого ранга. До этого корабли таких размеров просто проходили ремонт по техническому состоянию, работы касались отдельных систем и выполнялись по месту базирования. На «Устинове» мы столкнулись с тем, что объемы ремонта, которые реально потребовались по результатам дефектации, значительно превысили заявленные первоначально. С учетом значительного увеличения объемов работ мы планируем вернуть «Устинова» в состав флота в 2015 году.
Флот и завод готовились к ремонту всех крейсеров этого проекта. Ожидаем, что следом за "Устиновым" с Черноморского флота в Северодвинск придет "Москва", а с Тихоокеанского - "Варяг". Корабли будут сменять друг друга. Сдадим один корабль, возьмем следующий.


Завершающий этап доковой операции РКР "Маршал Устинов"
- Какая судьба ждет атомный ракетный крейсер "Киров"?
-Корабль пришел на "Звездочку" в 1997 году. Как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось и крейсер до сих пор стоит здесь в холодном отстое, с заглушенными реакторами. Корабль выведен из боевого состава ВМФ.
С 1980 года из реакторов "Кирова" не выгружалось ядерное топливо. Можно говорить о том, что сейчас от этого корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давным-давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно.
Мы обращаемся и в Минобороны, и в Росатом, чтобы был решен вопрос о его безопасной утилизации. В ближайшей перспективе "Киров" модернизировать не планируется, по крайней мере, мы таких планов не видим. Поэтому необходимо выгрузить отработавшее ядерное топливо, перевести крейсер в безопасное состояние, убрать из акватории и освободить причальное место, которого заводу при сегодняшней загрузке не хватает.  У нас были международные проекты его утилизации, финансирования в рамках "Глобального партнерства", но в силу ряда причин этот проект не реализовали.


ТАРК "090" ("Киров")
- Единственный авианосец России "Адмирал Кузнецов" также ремонтируется специалистами "Звездочки" - на 35-м судоремонтном заводе?
- Работы на «Адмирале Кузнецове» имеют свою очень непростую специфику. Авианосец эксплуатируется уже более двадцати лет. Его техническое состояние требует проведения не только полноценного среднего ремонта с заменой многих единиц оборудования, но и модернизации отдельных систем. Однако, есть и другая сторона вопроса. Вывод единственного авианосного корабля из состава флота в ремонт на три-четыре года означает фактическую заморозку боевой подготовки палубной авиации, утрату опыта летчиков и экипажа, снижение военно-политического влияния России. Неслучайно, вопросы боеготовности «Кузнецова» находятся на особом контроле у высших должностных лиц государства. Естественно, и мы расцениваем поддержание этого корабля в боеготовом состоянии, как одну из первоочередных задач. Ремонт энергоустановки, турбомеханизмов, комплексов вооружения, систем автоматики, электрооборудования, корпусных конструкций - все это требует организации сложной производственной кооперации. Непосредственно в работах на корабле заняты не только рабочие и инженеры 35-го СРЗ, но и масса других предприятий. Десятки предприятий участвуют в поставках оборудования. Это очень сложный организм, работающий в весьма специфических условиях. Обусловлены они тем, что все работы на «Кузнецове» выполняются в условиях постоянной боевой готовности корабля. В любой момент авианосец должен быть готов выйти в море для выполнения задач боевой службы. Никого на 35-м заводе не удивляют ситуации, когда приходится внезапно прекратить ремонтные работы, оперативно привести системы в исправное состояние и ждать, пока экипаж завершит мероприятия боевой подготовки. В таких условиях одну и ту же работу можно начинать делать по несколько раз. Представьте состояние хирурга, когда во время операции пациенту вдруг срочно потребовалось встать с операционного стола, сбегать по делам и вернуться обратно. В силу этой же специфики работы на «Кузнецове» чрезвычайно трудоемкие. Корабль уникальный, приходится и подходы к его ремонту подбирать особые.
Свидетельством того, что СРЗ-35 и предприятия-контрагенты успешно справляются с этими трудностями, являются походы корабля. «Адмирал Кузнецов» выполняет задачи боевой службы в дальней морской зоне, в том числе в Средиземном море и Атлантическом океане. Однако, несмотря на это, актуальность вопроса о среднем ремонте авианосца по-прежнему остается весьма острой. Сроки службы многих систем, комплексов и механизмов корабля истекли и требуют ремонта или замены.
- Как получилось, что донно-забортная арматура, установленная на большом десантном корабле "Александр Отраковский" Северного флота, была названа контрафактной?
- Мы ремонтируем и проводим сервисное обслуживание около 300 кораблей и судов Военно-морского флота, в том числе и построенных за границей. Необходимо в очень короткие сроки не только отремонтировать, но заменить оборудование, поставить ЗИП. Заказывать оборудование, в частности донно-забортную арматуру, надо в странах-производителях: Польше, Болгарии, поэтому быстро не получается. Срочно обеспечиваем поставки, к которым есть претензии по сертификатам. Очень сложно получить за границей это комплектующее оборудование с полным комплектом документов, а с другой стороны, корабль надо сдавать, чтобы не срывать планы боевой подготовки флота.
При этом качество арматуры конкретно на "Отраковском" не подлежит никакому сомнению. Мы провели ее испытания на соответствующих стендах, военная приемка и экипаж подписали соответствующие акты, были запрошены и получены документы у завода-изготовителя. Тем не менее, в СМИ появились неприятные и необоснованные обвинения. К слову, этот корабль сейчас готовится к выходу в море и завод гарантирует безопасность его эксплуатации.
- А СРЗ "Нерпа"? По данным следствия, руководство завода после заключения контракта с Минобороны РФ на ремонт сухогруза "Яуза" получило деньги и не выполнило ремонт в полном объеме.
- По теме этих публикаций мы направили запрос в прокуратуру. Просили разъяснить суть претензий к нам, но пока ответов не получили. Про "Яузу" могу сказать, что это судно прошло глубокую модернизацию. «Яуза» пришла сначала с одними заявленными объемами ремонта, потом они увеличились. Естественно, пошла корректировка документации, а все это сроки и деньги. Сейчас «Яуза» готовится к государственным испытаниям. Судно получилось современное и будет востребовано флотом в арктических проектах. Мы же надеемся, что министерство обороны оплатит фактические затраты завода на его ремонт.
- Кстати, сколько у "Звездочки" филиалов, помимо 35-го завода и "Нерпы" в Мурманской области, и в каком они состоянии?
- В 2007 году к "Звездочке" были присоединены судоремонтные заводы ВМФ и Минпрома. Сегодня структура филиалов выглядит следующим образом: судоремонтный завод "Красная кузница" в Архангельске; СРЗ «Нерпа» и СРЗ-35 в Мурманской области; Астраханский судоремонтный завод и 5-й СРЗ в Темрюке; в Москве НПО "Винт" и, кроме того, его основная производственная база в Калужской области - опытный завод "Вега". Оборудование в цехах филиалов зачастую было настолько старым, что годилось только в металлолом. Тем не менее, ситуация в филиалах стабилизирована, реализуются программы их технического перевооружения. Поначалу мы испытывали трудности с загрузкой филиалов, сейчас мы вынуждены прилагать усилия, чтобы филиалы справлялись с плановыми объемами работ. Пять лет - не такой уж большой срок, чтобы разрешить проблемы филиалов, копившиеся десятилетиями. Однако, определенные результаты достигнуты. Успешно работает Астраханский СРЗ. В его зоне ответственности корабли Каспийской флотилии. Завод в Темрюке ведет сервисное обслуживание и ремонты кораблей Новороссийской военно-морской базы. Здесь реализуется масштабная программа техперевооружения в рамках федеральной целевой программы. «Нерпа» и СРЗ-35 ведут работы по техническому надзору и сервисному обслуживанию кораблей Северного флота. СРЗ-35, в частности, начинает работы по заводскому ремонту надводных кораблей первого ранга. НПО «Винт» ведет научно-исследовательские работы по темам пропульсивных комплексов, разрабатывает современные движители. Безусловно, есть очень актуальные проблемы: низкая доля современного оборудования, дефицит квалифицированных рабочих. Но поступательно решаются и они. Например, сейчас на «Красной Кузнице» идет монтаж самого современного станка для высокоточной обработки гребных винтов стоимостью чуть менее миллиарда рублей. Может быть медленнее, чем хотелось, но в филиалах растет и численность, и заработная плата. Полагаю, кризисные проявления в работе филиалов остались в прошлом. Теперь основная наша задача - задать ритмичность их работе, нацелить на безусловное исполнение государственного оборонного заказа  в установленные контрактами сроки.
- Поддерживаете ли вы идею создания музея на базе первой советской атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" (К-3), занимающей сегодня стапель на судоремонтном заводе "Нерпа"?
- Создание музея потребует более 400 миллионов рублей. По моему мнению, «К-3» достойна того, чтобы сохранить ее. При этом все должны понимать, что коммерческой выгоды на этом проекте ожидать не следует. «К-3» должна стать, в первую очередь, памятником морякам-подводникам, памятником труду сотен тысяч рабочих, инженеров, ученых, создавших самый мощный в мире подводный флот, благодаря которому был сохранен мир в эпоху глобального противостояния. И только потом К-3 должна нести музейную нагрузку.
Сейчас первая отечественная атомная подводная лодка занимает стапельное место, на котором должны ремонтироваться боевые корабли. Это серьезно ограничивает производственные возможности «Нерпы». Для того, чтобы конвертовать корабль и хранить К-3 на воде, требуется около 50 миллионов рублей. Реакторный отсек из лодки уже вырезан и отправлен на хранение, а вместо него вставлен корпус нереакторного отсека другого корабля, в котором нет радиоактивного оборудования. Это хороший первый шаг для того чтобы сделать из «К-3» музей-памятник. У «Малахита» и «Севмаша» есть соответствующие проработки такого проекта. Лодка-музей может быть установлена и в Москве, и в Мурманске рядом с ледоколом «Ленин». Насколько я в курсе, интерес к такому музею проявляли в Санкт-Петербурге и Архангельске. Вопрос же об источниках финансирования этого проекта остается открытым.

пр. 971, ГПВ2020, пр. 1144, пр. 636, подводный флот, пр. 945, пр. 1164, пр. 1143, флот, судоремонт, ВМФ России, судостроение

Previous post Next post
Up