В студии РГРК «Голос России»
прошел первый круглый стол, посвященный столетию ВВС России и перспективам развития отечественной военной авиации и авиационной промышленности. Участниками мероприятия стали известные российские военные и военно-промышленные эксперты
В мероприятии приняли участие Константин Макиенко, заместитель руководителя центра анализа стратегий и технологий представил сообщение о перспективах развития российского авиапрома и экспорта авиатехники, Иван Кудишин, главный редактор еженедельника "Авиационная и ракетная техника" ЦАГИ, рассказавший об основных тенденциях развития зарубежной военной авиации, Игорь Коротченко, председатель общественного совета Минобороны РФ, темой выступления которого стали перспективы обновления техники частей ПВО, входящих в состав ВВС России, Прохор Тебин, независимый военный эксперт, сообщивший об основных тенденциях и перспективах развития современной морской авиации.
Константин Макиенко отметил, что авиационная промышленность России в ближайшие годы будет все больше ориентирована на нужды собственных ВВС. Основной тенденцией ближайшего десятилетия станет переориентация авиационной промышленности с внешнего на внутренний рынок. Это связано с радикальным увеличением объемов закупок авиатехники для ВВС России, и одновременным ожидаемым падением внешнего спроса.
Падение экспорта будет связано, прежде всего, с прекращением китайских закупок и насыщением индийского рынка, где программа Су-30МКИ прошла свой экватор. Кроме Индии спрос будет локализован в основном в Юго-Восточной Азии, но объем этих закупок, конечно, будет весьма далек как от закупок в интересах ВВС и авиации ВМФ, так и от грандиозных китайских и индийских контрактов второй половины 1990-х - начала 2000 годов.
В то же время, в случае принятия соответствующих политических решений и ускорения проекта Ил-476 возможно второе пришествие России на китайский рынок. Для этого следует предложить ВВС и ВМС НОАК ударные самолеты с большим противокорабельным потенциалом, такие, как модернизированные Ту-22М3 и Су-32/34. Кроме того, если проект Ил-476 продемонстрирует в ближайшие два-три года хорошую динамику, можно надеяться на реанимацию контракта 2005 года на закупку 38 Ил-76/78, который не был реализован по финансовым и производственным причинам.
Падение внешнего спроса будет с избытком компенсировано закупками в интересах ВВС и ВМФ России. Только в последние месяцы размещены контракты на закупку 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 24 корабельных палубных МиГ-29К, 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ. Всего, по некоторым данным, ГПВ-2020 предполагает закупку до 600 самолетов тактической авиации.
В этих условиях принципиальным моментом становится выработка долгосрочной стратегии развития авиапрома на период после 2020 года, когда закончится действие нынешней программы 2020. При нынешнем состоянии Россия в 2020 году гарантированно будет иметь только два конкурентоспособных продукта с хорошей коммерческой перспективой - тяжелый истребитель Т-50 и семейство учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов на базе Як-130.
Как представляется, развитие российской авиационной промышленности на этом горизонте планирования будет зависеть от способности решить в ближайшие годы две ключевые задачи - во-первых, создать конкурентоспособный (на период после 2020 года) продукт в сегменте коммерческой авиации и, во-вторых, относительно простой и дешевый боевой авиационный комплекс, условно говоря, «легкий» истребитель, способный составить эффективную конкуренцию F-35.