Дальневосточник в Восточной Пруссии, или "галопом по Европам"

May 06, 2013 06:04

Вернулся на родину, есть много мыслей и наблюдений, которыми охота поделиться.  Буду писать понемногу при наличии времени. Поездка была у нас с женой по большей части деловая, так что многое снималось буквально мимоходом, поэтому за иллюстративную часть строго не судите.
Экскурсов в богатую событиями историю Калининграда и области делать не буду, так как уже есть отличные публикации по теме. Вот, например у http://varandej.livejournal.com/ Очень интересно, познавательно, и богато иллюстрациями. Постараюсь лишь рассказать об ощущениях человека с восточной окраины страны о самой западной.



На фото: башня "Дона", она же Музей янтаря, та самая, на которой 9-го апреля 1945 был водружен наш, советский красный флаг, ознаменовавший взятие Кенигсберга. Вид с набережной Верхнего пруда.

Летели мы туда и обратно "Аэрофлотом", сервис был отличный, придраться не к чему. А-330 до Шереметьево, дальше на А-320.  6-го апреля в Хабаровске выпал снег, поэтому наш утренний рейс задержался почти на час, пока тягач нас стаскивал с места, елозя колесами по гололеду, ну и естественно, пока нас поливали "Арктикой". Я практически не спал ночью, пытаясь закончить срочные дела, думая, что в самолете отдохну, но в экономе 330-го оказались не слишком-то удобные кресла и затянувшийся из-за восьмичасовой разницы во времени день 6-го числа показался мне просто нескончаемым. Ничего не фотал. Даже не пытался. К нашему рейсу из Москвы мы, конечно, опоздали, но нам тут же выдали посадочные на следующий рейс, так что проблем не возникло. В общем, 6-го числа, ближе к вечеру добрались. Аэропорт Храброво встретил нас солнечной, прохладной погодой. К слову сказать, этот апрель выдался в Калининграде довольно холодным, средняя температура была чуть выше Хабаровской. По словам местных жителей, обычно бывает теплее. Остановились у моих хороших друзей (спасибо им огромное!), отдохнули и на следующий день занялись своими делами. По возможности я таскал с собой фотоаппарат и старался запечатлеть всякие интересные вещи.

Калининград и область - крайне интересное место. По нашпигованности историческими объектами, артефактами и событиями мало какой регион России сможет сравниться. На вид это как мега-паззл, смесь из исторических эпох, судеб народов и отдельных людей, присыпанный сверху жуткой смесью немецкой и советской архитектуры и памятников. Тем интересней попытаться разобраться во всем этом. Очень затягивает, скажу я вам.

1. Слева - старинное укрепление Литовский вал со рвом 17-19 веков, справа - новостройки.



2. 19 век. Бастион "Грольман". На нем так и написано, только не кислотным граффити из баллона, а черным кирпичом выложено.


3. Шрамы войны. Встречаются на старых постройках повсеместно.


4. Бойницы когда-то грозной крепости. Тот же "Грольман".



5. Старые потерны бастионов соседствуют с новостройками.



6. Район улицы Юрия Гагарина, бывший Кальтхоф. Немецкие дома ("немцы" в обиходе) 1930-х годов соседствуют с новостройками. "Немцы" - те, что справа :). На заднем плане торчит недоброй славы громадина жилищного комплекса "Вальдау". Про жилье и строительство в Калининграде расскажу чуть позже.


7. Дом, типичный для центра города. В августе 1944-го английские бомбардировщики разнесли центральные кварталы Кенигсберга в пух и прах, так что почти вся застройка там советская, многоквартирная. Этот дом еще ничего, большинство же - серые панельные или блочные громадины.



Что представляет собой современный Калининград с точки зрения хабаровчанина?  Город по-европейски компактный, в отличие от нашего, растянувшегося сосиской вдоль Амура аж на 30 километров, его можно вписать в круг диаметром чуть больше 8 км. То есть, пройти его от его восточной до западной окраины можно всего за пару часов. Улицы расположены типично для старых европейских городов и непривычно для для нас. Ориентироваться в городе становится довольно просто, походив именно пешком. Очень развитая сеть городского транспорта. Автобусы, маршрутки, троллейбус, трамвай, недорогое, по хабаровским меркам, такси.
Проезд на общественном транспорте по городу стоит те же 15 рублей, в пригороды подороже, зависит от расстояния. Высока насыщенность личным транспортом, что вызывает проблемы с пробками на дорогах, особенно в центре. Река Преголя (Прегель при немцах)  делит город на северную и южную части. Понятное дело, что мосты их соединяющие, тоже узкое место для транспорта, в буквальном смысле.

8. Река Преголя (Прегель), точнее Новая Преголя, потому что есть еще и Старая. Вид со стороны острова Канта (Кнайпхоф) на восток. Слева кое-где торчат сваи старой набережной.


Состояние дорог изрядно лучше, чем у нас, благодаря грамотной немецкой ливневке. Дороги и улицы практически всегда чистые и сухие. Множество улиц до сих пор "одеты" в историческую брусчатку - вечное покрытие. Ехать по ней менее комфортно, чем по асфальту, но в общем-то не сильно напрягает, если не гнать, как угорелому. Неоднократно слышал, что у нас в Хабаровске жизнь течет очень неторопливо. Так вот в Калининграде жизнь еще неторопливее - никакой особой суеты, люди очень спокойные. Водители намного более дисциплинированные, видимо сказываются частые поездки в соседние страны, а там с дорожной полицией не забалуешь. Удивительно неторопливы автобусы и маршрутки. Удобные, хотя и б/у Мерседесы не мечутся между остановками подрезая друг друга, а подъезжая, спокойно ждут своей очереди, чтобы выпустить и посадить пассажиров. Те тоже не нервничают и не затаптывают друг друга на остановках. Места всем хватает. Еще что заметно сразу - город намного более чистый, чем Хабаровск. Причем это касается не только центральных улиц но и маленьких переулков и дворов, коих мы посетили из любопытства великое множество. Не скажу, что бросилось в глаза огромное количество дворников и машин-подметалок. Или процесс уборки организован более грамотно, или же, что наиболее вероятно, жители с большим трепетом относятся к чистоте города.

Продолжение следует...

Восточная Пруссия, Кенигсберг, Калининград, путешествия, фото

Previous post Next post
Up