Мир в зеркале COVID-19, ч.1

Mar 29, 2020 19:43


Последствия пандемии заболевания COVID-19, возбудителем которого является новый коронавирус SARS-CoV-2,  уже затронули весь мир. Новостями о ней переполнены ленты всех  новостных ресурсов, оттеснив на задний план остальные темы. Мы не  новостной ресурс, и обычно мало пишем на «горящие» темы, но ситуация с COVID-19 является симптомом и одновременно диагнозом всей системе в целом, что и стимулировало нас написать этот материал.



SARS-CoV-2 - формальный виновник пандемии

Наверняка, основная симптоматика происходящего в мире в связи с COVID-19 известна каждому, кто хоть немного знаком с содержанием новостей последних недель.

Повсеместно запустилась потребительская паника, приводящая к  локальному дефициту продукции длительного хранения, в ведущих «развитых  странах» происходят драки за туалетную бумагу, которые в очередной раз демонстрируют их реальный уровень «развитости». Итальянцы в качестве морга используют каток  на территории ныне закрытого торгово-развлекательного центра, так как  не хватает мест в моргах. На улицы Нью-Йорка приехали мобильные грузовики-рефрижераторы для трупов  на случай, если те не поместятся в городские морги. Введён карантин и  закрыты границы в совсем недавно «прозрачном» Евросоюзе. Раздаются  рекомендации и постановления о самоизоляции как отдельных граждан, так и  целых государств. Приостановлена или значительно сокращена  экономическая деятельность множества предприятий, объявлена  дополнительная «выходная» неделя в России.



На фоне происходящего, многие люди, склонные к критической оценке  действительности и не склонные к панике, задаются вопросом об  обоснованности подобных панических действий как рядовых обывателей, так и  целых правительств.

И действительно, ситуация начинает выглядеть несколько «перегретой», если учесть, что по современным медицинским оценкам,  итоговая смертность от болезни составляет порядка 0,125%. Более того,  может оказаться, что даже эта не слишком высокая цифра по окончании  эпидемии и выполнении итоговых статистических подсчётов станет ещё  меньше. Хотя, безусловно, стоит отметить, что локальный показатель  смертности может быть значительно выше, так как он зависит, как и для  прочих болезней, от особенностей социальной среды и популярности  гигиенических мер в ней, среднего возраста населения и его иммунитета, и  конечно же - от доступности здравоохранения и его оснащённости  необходимыми средствами для борьбы с эпидемией. Наиболее драматичный  пример подобного отклонения мы пока что наблюдаем в Италии и, вероятно, в  США.

Тем не менее, даже столь незначительно на первый взгляд число, в  абсолютном выражении при масштабе глобальной пандемии означает огромное  количество умерших, что, конечно, плохо, но всё равно вроде бы не  настолько, чтобы пытаться практически остановить всю мировую экономику.

Попытаемся разобраться, что привело к такой ситуации, и почему  панические настроения нагнетаются, начиная с самого высшего уровня.

Предпосылки происходящего

Первый вопрос, на который хочется получить ответ - что привело к такой ситуации?

Бесполезно гадать, почему появился именно такой вирус, а не  какой-нибудь другой, и почему он появился вообще. Природа постоянно  производит новые вирусы, и это нормально. Сейчас нам интереснее другое -  благодаря чему SARS-CoV-2 за считанные недели стал столь значим и опасен для человечества?

Потребительский туризм

Потребительство, окончательно утвердившееся как способ самовыражения  для наиболее успешной прослойки современного общества, в последние  десятилетия расцвело бурным цветом не только в сфере материального  потребления, но и в туризме. Среднестатистический современный «успешный  человек» просто обязан объездить весь свет, сфотографировать себя на  фоне всех популярных достопримечательностей и срочно поделиться этим в социальных сетях.



«Успешные люди на отдыхе» - идеальный кадр

В результате чего, объёмы международных пассажирских авиаперевозок в  мире, и прежде всего в наиболее экономически развитых странах, за  последние пару десятков лет выросли в разы, а где-то и на порядок.  Ознакомиться с международной статистикой можно, например, на официальном  сайте Министерства транспорта США, мы основывались на материалах за март 2000, 2009 и 2019 годов.

Разумеется, в подобных масштабах не может быть и речи о должном  санитарно-эпидемическом контроле многомиллионного потока туристов, так  как его введение обязательно привело бы к уменьшению потока, а  следовательно - к снижению доходности бизнеса, связывающего свою  деятельность с туризмом. Любая из компаний, будь она настолько безумной,  чтобы ввести это в одиночку, тут же вылетела бы с рынка, задавленная  конкурентами, предоставляющими потребителям более удобные (т.е.  бесконтрольные) варианты передвижений.

Кстати, по отношению к растениям и животным, чьё благополучие волнует  людей гораздо меньше, чем собственное, подобное происходит давным  давно, но обычно интересует лишь узкий круг специалистов. Один из  ярчайших примеров - эпизоотия грибка среди земноводных, к 2019 году полностью уничтожившего 90 видов,  снизившего на 90% популяцию ещё 124 видов, и в целом затронувшего как  минимум 501 вид. Столь катастрофический результат вызван схожей причиной  - плохо контролируемой и быстро растущей межконтинентальной торговлей  амфибиями.

Кстати, родиной для патогенного грибка, как и для SARS-CoV-2, является Восточная Азия, что только на первый взгляд может выглядеть совпадением, но на деле отражает экономические связи в современном мире.

Массовое пренебрежение гигиеной

Нельзя сказать, что рыночная экономика не заботится, или мало  заботится о гигиене. Напротив, рынок готов буквально зомбировать  потенциального потребителя в отношении хотя и важных, но относительно  вторичных гигиенических действий. Таких, как идеальная улыбка (купите  нашу зубную пасту), запах изо рта (купите нашу жвачку/освежитель полости  рта), запах пота (купите наш антиперсперант), перхоти (купите наш  шампунь) и так далее. Объединяет все эти действия одно: выполнение их  конкретным человеком очевидно для окружающих, благодаря чему они  ощущаются гораздо более значимыми, чем например, мытьё рук.

Как следствие, человек гораздо проще стимулируется на приобретение  подобных средств, а активная работа маркетологов дополнительно  закрепляет и даже формирует образ идеального успешного потребителя -  приятно пахнущего человека с идеальной улыбкой в тридцать два зуба.

Работать же по более важному направлению, такому как постоянная борьба с болезнетворными бактериями и вирусами непросто, а то и вовсе вредно для бизнеса.

В этом деле нельзя обойтись одной только рекламой и продажей мыла,  эффективно убивающего болезнетворные микроорганизмы. Кроме этого,  человеку важно понимать, что он должен постоянно следовать  определённому и достаточно строгому своду правил: не трогать слизистые  оболочки немытыми руками, даже если на них не видно грязи, не есть еду,  упавшую на пол и выглядящую чистой, не садиться есть, не помыв руки, и в  конце концов - мыть руки не только когда они стали прилипать к столу  или на них стала заметна грязь. Пример Италии и здесь является знаковым -  изначальная показушная бравада и призывы должностных лиц не менять  устоявшиеся привычки ради каких-то там вирусов привели итальянцев к  известному результату.

Да и мытьё рук не ограничивается тем, чтобы побрызгать на них водой, а  грязь размазать полотенцем. Недостаточность владения таким, казалось  бы, базовым навыком, всемирная организация здравоохранения заметила не  вчера, и даже посвятила ей видеоролик, несколько лет ждавший своего звёздного часа, вызванного COVID-19.

Несложно догадаться, что особого эффекта этот ролик не возымел, как и  множество других подобных. Иначе и быть не могло, так как борьба с  распространением инфекционных болезней в масштабах всего общества может  быть эффективной, только будучи заложенной в привычки людей с раннего  детства, и не только родителями, но и качественной и общедоступной  (т.е. бесплатной) образовательной системой, которую бизнес видит только  как налоговую обузу и как опасность для собственного положения -  образованного человека сложнее одурачить рекламой и впарить ему  очередную бестолковую безделушку.

Кроме этого, если с точки зрения рынка переусердствовать с гигиеной,  то под удар попадут и крупнейшие сети фаст-фуда, в меню которых огромное  количество блюд подразумевает употребление без использования столовых  инструментов, служащих дополнительным барьером между человеком и  болезнетворными микроорганизмами.



Одни и те же руки берут деньги от тысяч посетителей, а потом ваш поднос

Конечно, мы можем представить, что после получения порции подобной  пищи человек идёт и тщательно моет руки, хотя на практике для многих это  не так. Ситуацию усугубляет продажа аналогичной еды на вынос, и как  следствие - потребление её на ходу, после того, как человек многократно  контактировал с дверными ручками, деньгами, телефоном, поручнями  общественного транспорта и прочим подобным.

Итого, большой бизнес, фактически задающий направление развития  общества, в лучшем случае уделяет внимание гигиеническим вопросам  второстепенной важности, а в худшем - откровенно насаждает в обществе  антигигиеничную модель поведения.

Оптимизация здравоохранения

Третьей важнейшей предпосылкой к запуску пандемии COVID-19  является повсеместная оптимизация здравоохранения. С точки зрения  бизнеса, здравоохранение действительно было настроено оптимально. С  60-80-х годов прошлого века западные «социальные государства» под  давлением множества лоббистов, продвигающих интересы большого бизнеса,  планомерно сокращали расходы на здравоохранение в своих странах.

Причина борьбы бизнеса против общедоступного здравоохранения проста: в  капиталистических странах оно оплачивается за счёт высоких налогов, в  чём, конечно же, не заинтересован ни один действительно крупный  собственник. Ведь для лечения собственных болячек ему всегда хватит  денег на оплату дорогой частной клиники. А проблемы со здоровьем у  обычных людей его интересуют только постольку, поскольку из них можно  извлекать прибыль, организовав бизнес, связанный с медициной.

Есть множество критериев, по которым можно оценить успехи  бизнес-лоббистов в снижении расходов на здравоохранение. Но одним из  наиболее показательных и актуальных в свете COVID-19, требующего госпитализации многих тысяч человек, может быть количество больничных коек на душу населения.

Сводный источник данных по этому вопросу можно взять, например, на сайте  Организации экономического сотрудничества и развития. Для построения  наглядных графиков мы выбрали страны-лидеры экономики Запада, а также  страны, в настоящий момент больше всего страдающие от COVID-19.



Численность больничных коек в «развитых странах»

Данные по некоторым странам не полны, поэтому не все графики  начинаются с 1960 года. Однако, совершенно все графики показывают  планомерное, иногда даже кратное, снижение количества больничных коек на  душу населения.

Особенно показателен здесь пример пока что наиболее пострадавшей  Италии, за 40 лет сократившей количество коек на душу населения более  чем в 3 раза. Что в частности привело к переполнению больниц сразу же  после начала эпидемии. Не менее настораживающим выглядит и график США,  ситуация со здравоохранением в которых не лучше, чем в Италии, а число  заражённых уже вышло на первое место в мире.

Не нужно быть доктором медицинских наук, чтобы представлять  последствия, возникающие из-за невозможности надёжно изолировать и  оказывать квалифицированную помощь больным в самом начале эпидемии из-за  банального недостатка медицинского персонала и мест для их размещения. В  настоящий момент пример Италии прекрасно демонстрирует, что в таком случае происходит на самом деле.

Конечно же, предпосылок, приведших к пандемии COVID-19  гораздо больше, мы перечислили лишь наиболее важные и непосредственно  относящиеся к происходящему. Но даже учитывая только их, можно с  уверенностью констатировать:

Глобализация, проведённая в интересах бизнеса,  создала мощный механизм для превращения локальных эпидемий в глобальную  пандемию. Срабатывание его было лишь вопросом времени, наступление  которого не заставило себя ждать.

Читать далее
Previous post Next post
Up