Руины Кавказа. Имеретия и Самегрело-Верхняя Сванетия

Jun 15, 2021 19:06





Гегутский дворец

Гегутский дворец - памятник гражданской древнегрузинской архитектуры XI века, памятник археологии. Руины дворцового комплекса Гегути занимающие площадь более 2000 Кв. м вдоль реки Риони находятся совсем недалеко от Кутаиси, примерно в 7 километрах от центра города. Несмотря на близость крупного города дворец является одной из самых малоизвестных туристических точек Грузии.
Дворец построен на месте крепости IV века. Самые ранние постройки комплекса были возведены в VIII-IX веках. Основная часть королевского комплекса построена в годы царствования Георгия III, около 1156 года. В плане дворец представляет собой четырехъярусное кирпичное здание, построенное на трехметровом каменном цоколе, с просторным крестообразным центральным залом, увенчанным куполом диаметром 14 м, опирающимся на тромпы. На вершине купола было отверстие для света. Для строительства использовались - тонкий кирпич (плинфа), галька и известняковые блоки. Известняк использовался частично для облицовки, частично - вмурован в кирпичную кладку
Все здание обнесено стеной и укреплено массивными колоннами. Где-то в XIII-XIV веках были возведены дополнительные постройки с западной стороны и дворцовая церковь, от которого сейчас остались только стены. Предположительно дворец был некоторое время резиденцией царицы Тамары. Гегути упоминается в грузинских летописях как место, где бывший первый муж Тамары, князь Юрий Боголюбский (младший сын Андрея Юрьевича Боголюбского), был коронован мятежными дворянами во время неудавшегося переворота против царицы в 1191 году. В начале XIX века дворец был разрушен. В настоящее время находится в руинированном виде





Багратский собор

Багратский собор - построенный королем абхазов и грузин Багратом III как главный собор объединённого Грузинского царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году.
Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован Давид IV Строитель. В 1660-е года в Имеретинском царстве начинается период хаоса и анархии, который здесь для удобства назовём «Междуцарствие». Рядом с собором, чуть восточнее, находилась Кутаисская крепость, развалины которой видны по сей день. В 1668 году князь Сехния Чхеидзе отдал её туркам. С этого момента и почти на 100 лет в крепости стоял турецкий гарнизон, а собор стоял тут же сбоку. Когда в 1691 году имеретинский царь Арчил осадил кутаисскую крепость, осаждающие пытались использовать собор в качестве осадной башни. Вероятно, стреляли по туркам с его крыши. Поэтому, когда Арчил отступил, турки вышли из крепости, заложили под собор порох и попытались его взорвать. Собор устоял, но его купол рухнул. 6 августа 1770 года Кутаиси был взят войсками российского генерала Тоттлебена, и при этом вроде бы храм пострадал ещё раз. До сих пор не вполне ясно, кто несёт основную ответственность за разрушение - не то ахалцихский паша, не то Тотлебен, не то оба. Триста лет храм простоял в полуразрушенном состоянии и в августе 2012 года собор был восстановлен, несмотря на протесты патриарха и недовольство частных лиц, так как его реконструкция нанесла ущерб целостности и подлинности.









Мартвильский монастырь (Чкондиди)

Мартвильский монастырь (Чкондиди) - старинный мегрельский монастырский комплекс в селе Мартвили. Он расположен на самом высоком холме в окрестностях, который в древние времена являлся местом языческих ритуалов и обрядов. Когда-то на вершине стоял старый и огромный дуб, который и почитали местные жители как идол плодородия и процветания. После обращения коренного населения в христианство древнее дерево было срублено, а на его корнях в конце VII века была построена церковь. Освящена она была в честь Андрея Первозванного, который проповедовал и обращал язычников в христианство на территории нынешней Мегрелии. Храм имеет форму креста (тетраконха). Конический купол опирается на стены барабана. В интерьере храма сохранились фрески XIV-XVII веков, а также портреты князей Чиковани. Рядом, к северо-востоку, построена еще одна небольшая церковь, известная как храм Рождества или Чиквани. Это тоже X век. К западу от собора находится высокая башня, которая использовалась монахами как “столп”. В 736 году монастырь сильно пострадал в результате вражеского нашествия. В X веке главный собор Мартвили - Чкондиди (Чкони-Диди с мегрельского переводится как “Большой дуб”) был реконструирован абхазским царем Георгием II, который перенес туда мощи святых и основал мартвильскую епархию. В XVIII веке монастырский собор стал усыпальницей князей Дадиани. В 1903 году тут был похоронен Николай Дадиани, последний владетельный князь Мегрелии.







Монастырь Джручи

Джручский монастырь Святого Георгия - старинный монастырь на северо-востоке Имеретии с большой и насыщенной историей. Основанный в 10 или 11 веках, он несколько раз перестраивался и перестраивался, пока не приобрел окончательный архитектурный стиль к 1846 году. В XVI-XVII веках церковь перешла во владение Церетели, одного из наиболее влиятельных княжеских родов Имеретинского царства, которые, вероятно, приобрели её у Палавандишвили. К тому времени церковь, изначально трехнефная базилика, была перестроена в купольное здание. В 1730-х годах эриставы Рачи отобрали Джручи у Церетели и превратили монастырь в военную крепость. Где-то между 1753 и 1763 годами царь Имеретии Соломон I лишил эристава Рачи его нового владения, восстановил монастырь и вернул его Церетели. Церковь была существенно реконструирована и расширена между 1804 и 1843 годами митрополитом Давидом (Церетели) в течение его длительного пребывания на различных церковных должностях в западной Грузии.
Главная церковь монастыря во имя вмч. Георгия сложена из тесаного камня, относится к типу крестово-купольного храма. Церковь научно не обследована, однако считается, что первоначально это была 3-нефная базилика, позже перестроенная. С юж. и сев. сторон церковь имела 2-этажные приделы; входы - с юга и запада. В алтаре в юж. грань престола была вставлена плита алтарной преграды XI в. с рельефными изображениями святителей Василия Великого и Николая Мирликийского. Над жертвенником и диаконником были устроены дополнительные помещения.
Фасады храма были украшены рельефами и орнаментами, большинство из которых относились к первоначальному периоду строительства. На юж. фасаде, между окнами, были изображены крест и 2 духовных лица; на зап. фасаде, справа от входа,- всадники великомученики Георгий и Димитрий Солунский, под ними - духовное лицо с кадилом; на зап. фасаде, слева от входа,- крест и 2 духовных лица, слева от них - великомученики Георгий и Димитрий Солунский.
При советской власти монастырь был упразднён, а его древности были вывезены на хранение в музеи Кутаиси и Тбилиси. Церковь, оставленная в неиспользованном и аварийном состоянии, сильно пострадала от дождей и влаги. В 1991 году Рачинское землетрясение уничтожило монастырь практически до основания. Однако монастырь не забыт: территория очищена от мусора, время от времени на руинах проводятся церковные службы, а в 2018 году появился полномасштабный проект восстановления.





Бженевская крепость

Бженевская крепость - небольшая наблюдательно-сторожевая башня остатки которой можно лицезреть на вершине холма около села Бженеви. Она построена в XIII-XlV веках из дробленого и колотого камня. В 1939 и 1951 годах объект исследовался академиком АН Грузинской ССР Б.Б. Куфтиным. Рядом с укреплениями было найдено захоронение раннего бронзового века.





Убиси

Убиси - небольшой монастырский комплекс расположенный около одноименной деревни. Возведен в IX веке, в эпоху Абхазского царства. От того времени сохранился храм Святого Гиоргия в виде небольшой зальной церкви. Основным строительным материалом храма послужил ракушечник, в который местами вмуровали куски известняка с надписями. Некоторые окна украшены резьбой по камню. Внутри храм вымощен неровными, разными по размеру каменными плитами. Позже к церкви пристроили внешнюю галерею. В 1141 году Свимон Чкондидели построил рядом с храмом жилую башню. Первый её этаж являлся кладовой размерами 2,2 х 2,2 метра. На втором этаже располагалась небольшая гостиная размерами 2,55 x 3,00 метра. На третьем ярусе было помещение для молит, оно же использовалось как рабочий кабинет. В западной стене имелась дверь через которую можно было попасть на деревянный навесной балкон с видом на главный храм монастыря. Четвертый этаж до нашего времени не дожил и о его предназначении мы только можем гадать.

На территории монастыря находится замечательный цикл фресок конца XIV века, написанный, вероятно, под влиянием византийского искусства периода Палеологовского возрождения (1261-1453). Эти фрески, считающиеся одними из самых уникальных на территории Грузии создал во время правления царя Георгия V Блистательного некий художник Дамианэ. Так же существует версия, что автором фресок был не сам Дамианэ, а его ученик Герасим.





Монастырь Хоби

Монастырь Хоби или Ноджихевский успенский мужской монастырь - грузинский православный монастырь, расположенный в окрестностях города Хоби. Храм служил фамильным монастырём княжеского рода Дадиани, владевшего Мегрелией. Первое известное упоминание о Хоби, тогда более часто называемом Хопи, и его епископе Игнатии встречается в грузинском документе из иерусалимского монастыря Святого Креста, датированном периодом между 1212 и 1222 годами. Точная дата постройки храма неизвестна, но искусствовед Вахтанг Беридзе определял вторую половину XIII века как время его создания. Посещавшие в XVII веке Мегрелию сообщали, что Хоби почитался за хранившиеся в нём христианские реликвии, такие как предполагаемое одеяние Девы Марии и останки святых Марины Антиохийской и Кириака.
Хоби представляет собой бескупольный зальный храм с крестовыми сводами. Его северо-западный и юго-западный углы были отведены под отдельные часовни (эвктерионы), но позднее они оба были соединены с центральной нишей. По всей длине западного и южного фасадов проходит открытая галерея, которая ведёт закрытой часовней в восточном конце южного фасада. Фасады украшены резной каменной кладкой. Внутренние стены содержат множеством фресок, относящихся к периоду XIII-XIV веков, созданных под влиянием поздневизантийского палеологического искусства, а также к XVII векe. Помимо религиозных сцен фрески содержат изображения членов династии Дадиани с надписями на грузинском. Длинная надпись на южной часовне, выполненная средневековым грузинским шрифтом «асомтаврули», сообщает, что большая коллекция мраморных колонн, капителей и фрагментов амвона была привезена Вамехом I Дадиани (умер в 1396 году) из его победоносного похода в Зихию. Эти фрагменты каменной кладки, некоторые из которых имеют византийское происхождение и датируются V веком, были использованы для украшения стен часовни. Недалеко от главной церкви находится колокольня XIV-XVII века, руины епископского дворца XVII века и остатки кольцевой стены, восстановленные в рамках проекта правительства Грузии в 2016 году.





Крепость Шорапани

Шорапани - полуразрушенная крепость расположенная на возвышенности в районе слиянии рек Квирилы и Дзирулы, на территории поселка Шорапани. Эта местность была заселена с древних времен, ну а первое письменное упоминание о городе - крепости Шорапани (Сарапанис) принадлежит Страбону (I век до н.э. - I век н.э.). По его словам, крепость была такой большой, что в ней свободно помещались жители всего города. Город так же известен в истории Колхиды как большой порт в котором располагались склады торговцев ведущих торговлю между Востоком и Западом.
По словам грузинского историка XI века Леонти Мровели крепость построил в начале III века до н.э. царь Картли Фарнаваз I. Крепость вытянута с севера на юг примерно на 170 метров. Северная её часть самая высокая и в ней находилось что-то вроде цитадели. Южный её край срезан обрывом и стена там плохо сохранилась. Западная стена (длина 60 метров) выходит на крутой берег реки Квирилы, там же от замка к реке спускается туннель отреставрированный в конце феодальной эпохи. С восточной сторон стены крепости были усилены двумя квадратными башнями, от которых остались фундаменты. Входа в крепость было два: один на северо-востоке, а другой на западе, рядом с руинами одной из башен замка.
В VI веке, Шопапани будучи пограничным византийским городом стало ареной нескольких битв во время Лазской войны или войны Византийской империи с Сасанидским Ираном. Во время её крепость Шорапани несколько раз переходила из рук в руки. После окончания войны Шорапани становится столицей недавно образованного княжества Аргвети. В 1730 году крепость была оккупирована османами. В 1770 году он был освобожден царем Соломоном I. В 1769 году Шорапани вновь было занято турецким гарнизоном который простоял в городе совсем немного, из крепости его вытеснил отряд русского генерала Тотлебена.




Грузия, Руины Кавказа

Previous post Next post
Up