Письмо ФГУП "Радон" с объяснением. почему оно не информировало никого о радиоактивном загрязнении
Из письма ФГУП «Радон» нас интересует не хронология, история регистрации УРЗ и передачи информации о них в Правительство Москвы (Департамент ЖКХ), МЧС и Роспотребнадзор (
это отдельная «жалостливая песня» о том, почему проектировщики и изыскатели не заметили радиоактивных отходов, а УДМС Депстроя подало документы проекта без радиации на экспертизу 14 августа 2019 года, хотя об УРЗ было известно уже 26 июля 2019 года ), а вот этот момент:
Конституционный суд Российской Федерации ориентирует на то, что публично значимые функции могут возлагаться на учреждения и предприятия, иные организации, обеспечивающие осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования.
Когда ФГУП «Радон» был организацией, созданной Правительством Москвы, он руководствовался в своей деятельности Постановлением Правительства Москвы
от 20 июня 1995 г. N 553 где подразделения Правительства, связанные со строительством, Москомархитектура в первую очередь, направляли в МОС НПО «Радон» свои планы по строительству, а «Радон» осматривал территории, и сообщал о результатах адресатам строго по перечню. Соответственно публично значимую функцию по информированию он совершал автоматически, находясь юридически внутри структуры органа местного самоуправления (государственной власти).
В 2013 году ФГУП «Радон» стал принадлежать ГК «РОСАТОМ», которая является частью органа госуправления (Правительства РФ), соответственно все публично значимые функции об информировании ФГУП «Радон» совершает в соответствии с Федеральным Законом от 05.12.1995 № 3 «О радиационной безопасности населения»
Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации. Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения. Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Так что никаких публично значимых функций Департамент ЖКХ Правительства Москвы не мог передать ФГУП «Радон» (по какому-либо договору), наделенному и так такими функциями как «иная организация, обеспечивающая осуществление полномочий органов государственной власти».
И, в соответствии с вышеупомянутыми статьями, никто не мешал ФГУП «Радон» в реализации прав граждан на получение объективной информации о радиационной обстановке. Единственный момент, который позволяет организации не предоставлять такую информацию - режим государственной тайны, действующий относительно объекта/территории/документа, и то, если это не касается
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) "О государственной тайне" Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
Никакой гостайны в отношении территории вокруг Московского завода полиметаллов нет.
Более того,
ст.237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» предусматривает наказание за такое деяние.
УК РФ Статья 140. «Отказ в предоставлении гражданину информации» предусматривает наказание за:
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.
КОАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Так что ссылки ФГУП «Радон» на то, что ему кто-то что-то недодал, неправомерны. В
отчетах ФГУП «Радон» не фигурируют документы, регламентирующие какие-то особые отношения информирования, кроме федеральных законов, а упоминаемые там Акты Правительства Москвы:
Закон г. Москвы от 20 октября 2004 года № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» и Постановление Правительства г. Москвы от 9 октября 2007 года № 878-ПП «О дополнительных мерах по обеспечению радиационной безопасности в городе Москве», как и упоминавшееся выше 553 ПП скорее всего не работают в отношении ФГУП «Радон» в силу того, что это предприятие уже не является частью региональной системы государственного управления (г.Москва, город федерального значения) или местного самоуправления, деятельность ФГУП «Радон» не финансируется из бюджета города в соответствии с городским законодательством, а осуществляется под руководством ГК Росатом в соответствии
с законом о деятельности ФГУП (Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ). Конечно, как говорил М.Ш Хусниллин в 2019 году на заседании МГД, «за это никто из строителей не сядет», это вполне возможно, они же «простые солдаты, исполняющие приказ», но кто-то же допустил, чтобы в экспертизу попала «липовая» информация об отсутствии УРЗ на склоне между МЗП и ж/д,
а также на дне реки Москва? А по результатам «левой» экспертизы, не учитывающей УРЗ, было получено разрешение на строительство (которое фактически к моменту получения разрешения уже шло несколько месяцев, спецы Мостотреста успели сваять фундамент для свай в Курьяново). Фактически нанесен «урон» московскому бюджету как минимум в сумме работ по очистке склона, на сегодняшний день это почти 80 млн рублей, и сумма не окончательная.