Jan 16, 2012 09:14
Точнее не испорчены, а избалованы, привыкли к тому, что в Пензе завидные театральные традиции, хороший театр. А еще по обыкновению сравниваем, анализируем, ругаем или хвалим постановки родного драмтеатра исходя из жизненного опыта, культурного багажа и по принципу: нравится - не нравится. Вот и я хотел поделиться впечатлениями от спектакля «Куклы» просмотренного вчера основываясь на сравнительном анализе оригинальной версии Валерия Беляковича и его актеров театра «На юго-западе», который довелось посмотреть весной и постановки все того же Беляковича на сцене нашего театра и в исполнении наших же актеров. Хотел, да перехотел. Решил отодвинуть в сторону рациональное мышление и порассуждать о «Куклах» пензенской труппы исключительно эмоционально, хотя брюзжание будет, но лишь толика, совсем чуть-чуть.
Отличный спектакль, как и кино и литература прекрасны чем? Тем, что заставляют задуматься, анализировать, проводить параллели. Вот и увиденные вчера «Куклы» по-пензенски вызвали у меня аллюзии на злобу текущего политического момента - «Что наша жизнь - игра». В основе всей истории придуманной еще в первой четверти XX века испанским драматургом Хасинто Грау и додуманной режиссером Беляковичем в XXI столетии - конфликт, конфликт традиционного, устоявшегося уклада и нового, непонятного и от того страшного, но все же безумно интересного времени. Если в оригинальной версии театра «На юго-западе» спектакль выглядел театральным манифестом, то теперь в исполнении пензенских актеров, да еще под воздействием событий развивающихся в нашей стране мне «Куклы» показались манифестом общественным, не только о будущем театра, а о будущем нашей жизни вообще и политическом будущем в частности. Показалось, что Пигмалион под №1 - это Медведев, Пигмалион №2 (а на деле главный кукловод) - Путин.Патриархально-консервативному прошлому (антрепренеры, актеры-люди) противостоит новое настоящее (кукольная труппа). И по большому счету механическими игрушками в этой ситуации выглядят не куклы, а как раз люди, люди из прошлого, чье привычное восприятие мира ломается, когда появляются они - куклы. О роли личности кукловода в истории и воплощении этой линии в спектакле скажу следующее: кто верховодит-правит нами разобраться сложно, казалось бы, вот он правитель, наш «Карабас - Барабас», а только положение меняется, только появляются новые обстоятельства и становиться понятным, что кукловод-то все это время был в тени и не афишировал своей публичности.
В момент, когда вся ситуация выходит из под контроля из тени появляется кукловод и принимает решение, а как действовать дальше?
Выбор в спектакле - тупиковый. Уничтожить любимое детище, убить кукол и вернуться к привычной колее жизни. Потому, что так спокойнее, потому, что и куклы могут взбунтоваться и неприятно удивить человека их создавшего. Почему выбор тупиковой? Потому, что появится другой «пигмалион», который создаст своих кукол. И другие куклы тоже выйдут из под контроля, и все повторится снова …Замкнутый круг. Не лучше ли не останавливать развитие, а пытаться воздействовать на него, подстраиваться под него?
Теперь от психоэмоциональных впечатлений перехожу к брюзжанию. Завязка, первые сцены спектакля показались мне затянутыми, без должного ритма, без стремительности действия, так свойственной постановкам Беляковича. Хвала режиссеру и актерам, что после антракта спектакль набрал скорость. Блестящих актерских работ, чтобы «АХ, ОХ! ВОТ ЭТО ДА!» в спектакле нет, зато ясно, что эта постановка, как нельзя лучше подходит и нужна молодежной части труппы театра. Именно играя «Кукол» новое пополнение нашей драмы будет нарабатывать опыт, и превращаться из «кукол» в актеров. К сожалению, сыгранность оставляет желать лучшего, спектакль в моем зрительском восприятии распадается на сцены, да и актеры забывают текст. Тут выход один - работать, жестоко работать, до седьмого кукольного пота.
Было бы не плохо добавить в «Куклы» третий акт, после финальной сцены, поклона, аплодисментов устроить еще один антракт для зрителей, а потом вновь собраться в зале. Чтобы на сцене появились разгримированные актеры, и началось обсуждение спектакля. Ток-шоу в стенах театра на основе впечатлений от этого спектакля было полезно, как зрителям, так и участникам постановки. Высказаться, осудить, поделиться впечатлениями, энергетически подзарядиться. «Куклы» - оптимальный спектакль для этих целей.
Подчеркну, что вышеописанные мысли - это мнение «испорченного театром» человека, которому довелось увидеть «Кукол» в исполнении двух театров, но поставленных одним режиссером )))
Пенза,
Белякович,
театр