Москва и кино. Кинофабрика А.А. Ханжонкова

Feb 24, 2012 09:25

Сегодня наша историческая страничка посвящается кинофабрике А.А. Ханжонкова. Сам Александр Алексеевич - личность, можно сказать без преувеличений, легендарная, его биография очень крепко переплетается с историей отечественного кино.

Вместо вступления, скажу, что изначально Ханжонков со своим кино-производством обосновался в Саввинском подворье. Позже решил построить настоящую кино-фабрику в Крылатском и всем эта идея и ее релизация были хороши, но вот одного не учел Александр Алексеевич - дюже трудно сюда было добираться актерам: сначала на поезде до Кунцева, а дальше искать извозчика до Крылатского. А что кинофабрика без киноактеров?! А тут еще и конкуренты (Бр. Пате) решили построить новую кинофабрику прямо у Брестского вокзала.
Началась гонка, кто быстрее воспользуется преимуществами нового типа организации кинопроизводства. По распоряжению Ханжонкова было найдено место в пределах столицы для строительства кинофабрики - Житная улица.
Чтобы как-то наверстать упущенное время и догнать Бр. Пате, Ханжонков распорядился разобрать крытый павильон в Крылатском и перевезти его на выбранное место - на Житную.
Работы велись в ускоренном темпе и кинофабрика на Житной начала свою работу всего на месяц позже кинофабрики Бр. Пате.

Кинофабрика Ханжонкова, Житная ул., 29



Предлагаю вашему вниманию статью из журнала "Сине-фоно" №14-15, 1915г, рассказывающую о кинофабрике. Фотографии, иллюстрирующие данную статью, датируются разными годами (1912-1930), но в общем и целом дают представление о том, как это было во времена, когда здесь работал А.А. Ханжонков.


А.А. Ханжонков



“Первое, что поражает вас, когда вы входите в громадный по размерам павильон, - это море света, которым он залит. Весь выстроенный из железобетона и стекла, съемочный павильон отовсюду - с боков и сверху открыт доступу сверкающих лучей солнца... Но и этого мало великому Кинемо: на помощь солнцу (на случай, если бы оно закапризничало) стоит ряд “юпитеров” - особого устройства дуговых ламп, дающих огромное количество света.




Во время нашего посещения в павильоне шла съемка сцены “суда” для одной из картин. Для всякого, имеющего представление о театральных декорациях, декорации кинематографические показались бы очень странными. В кинематографической постановке почти отсутствуют “кулисы”, “софиты” и другие приспособления театральной техники, боковые декорации тоже зачастую не употребляются. Зато те декорации, которыми пользуются в кинематографии, должны как можно больше приближаться к реальной действительности: кинематографический аппарат не терпит ничего “нарисованного” и резко изобличает на снимке всякий декоративный обман зрения. Поэтому в кинематографической технике почти совершенно отсутствуют разрисованные холсты, полотняные стены, двери и прочее.

Расцветка декораций также поражает непривычный глаз: так как не все цвета выходят одинаково резко на фотографической пленке, то декорации делаются большей частью в серых, фиолетовых, желтоватых тонах, как дающих наиболее выгодное отражение на пленке.

Как играют артисты перед объективом? Большей частью сцены идут молча, “мимируются”, но в особенно сильных местах артисты “говорят”, конечно заботясь не столько об интонации голоса, сколько о том, чтобы вырывающиеся у них восклицания и слова облегчали наиболее правильную мимику и жестикуляцию соответственно изображаемым чувствам.

Кроме большого павильона (24 X 16,5 сажен и высотою 6,5 сажен) кинофабрика располагает еще меньшим, запасным, где ставятся небольшие вещи, отдельные сцены, не требующие сложных декораций. Насколько обширны размеры главного павильона и в каких широких пределах допускает он сложные постановки, видно из того, что в мастерской фабрики, где изготовляются декорации, мы видим готовящуюся декорацию театрального зала в три яруса. Под этой декорацией не надо подразумевать размалеванный холст: это настоящие из дерева сделанные ложи, простенки, с настоящими лепными украшениями.



Рядом с декоративной мастерской - обширные помещения для мебели, костюмов, бутафории. По той же причине, о которой уже упоминалось, “бутафорские вещи” в кинематографической технике сведены к минимуму: все должно быть “настоящее” - мебель, аксессуары и т. п. И мы были поражены, увидев огромные запасы этого “настоящего” инвентаря, которого требует великий Кинемо.




Из съемочных помещений переходим в лабораторию, где пленка проявляется, очищается, печатается. Здесь, наоборот, царство мрака, фотографическая пленка требует для своего проявления абсолютной темноты, допускается лишь слабый красный свет. Машины, работающие здесь, ввиду невозможности их контролирования во время самой работы (за отсутствием света) должны отличаться абсолютной правильностью хода и работать с точностью дорогого хронометра. И здесь можно видеть, что этот идеал достигнут. Вот, например, машина, перфорирующая пленку (то есть делающая в ней те дырочки по краям, благодаря которым пленка передвигается в аппарате. Пленка выпускается в продажу без перфорации). Не менее интересна также “печатающая” машина, которая с головокружительной быстротой копирует позитивные ленты с проявленного негатива.




Дальше видим огромные баки, наполненные химическими растворами, где пленка фиксируется и окрашивается в разные цвета (вираж); “ванную комнату” для пленки - оригинально устроенное помещение, где тысячи струй, разбрызгиваясь в мелкую водяную пыль, “купают” пленку, вымывая из нее химические соли; огромные валы, на которые пленка наматывается для сушки; остроумно устроенную “платяную щетку для пленки”, откуда она выходит чистенькая и блестящая, готовая для проекции. Здесь же в лаборатории видим очень ценный и редкий аппарат для микроскопической кинематографии - здесь производятся научные съемки для намечаемых фабрикой лент из серии разумного и научного кинематографа”

Фабрика росла и процветала....




Ну, а дальше в хронологическом порядке:
1919 г. - Ателье на Житной улице, 29 национализировано
1922 г. - Декретом Совнаркома РСФСР бывшее ателье А. Ханжонкова передано в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве Первой Госкинофабрики.
с 1931 г. - основное производство переводится с Житной на территорию современного Мосфильма
в 1931-32гг - здесь размещается Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ)

Само же здание было снесено перед прокладкой тоннеля под Калужской площадью.

Источники:
mosfilm.ru
oldmos.ru
В.П. Михайлов "Рассказы о кинематографе старой Москвы"
журнал "Сине-фоно" №14-15, 1915г

Разместить ссылку на эту запись:







историческая страничка, на страницах старых газет

Previous post Next post
Up