Каюсь не написал вовремя.
У меня получилось побывать на eCarTec в этом году в Мюнхене. Это такая Европейская выставка посвященная электромобилям и зарядной инфраструктуре с большим фокусом на немецкий рынок. Проходит она традиционно в Мюнхенской Messe и занимает пару павильонов.
В этом году все кто занимается зарядной инфраструктурой презентовали комбинированные комплексы экспресс-зарядки совмещающие в себе все 3 стандарта: CHAdeMO + CCS + Fast Mode 3.
Собственно свыше 60% европейского рынка принадлежит французской DBT (с которой мы кстати уже плодотворно сотрудничаем 2 года):
Комбо станции DBT:
Аналогичная продукция ABB (aka Epyon):
Не прошло и 3х лет как Ensto сделали CHAdeMO (в лучших традициях советского дизайна :) ):
Ну ладно, чтобы потом не кричали что я предвзято к ним отношусь, у них таки был прототип станции CHAdeMO мощностью 20 кВт на который приятно смотреть:
Других значимых производителей станций на выставке не было. Значимых в данном случае означает, что они что-то массово выпускают и что это работает.
Но были забавные вещи типа:
В плане электромобилей из нового и интересного был электробус с мотор колесами производства польского AMZ.
Nissan показал e-NV200, производство которого стартует с начала 2014г на заводе в Барселоне:
Были конечно традиционные Tesla, Nissan, GM, Fisker, Mitsubishi, Toyota, MB. Не было BMW почему-то.
Но самое интересно не это. А то, что прямо на входе на выставку стоял ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ 12 ТОННЫЙ КАМАЗ - совместный проект ОАО "КАМАЗ" и немецкой AVL, которая кстати нас любезно встречала на электрическом купе MB c-класс c с собственным электроприводом, работающем на 800В (!).
Аналогичная система применена и на КАМАЗе. Очень компактная и в следствии повышенного напряжения с силовыми кабелями небольшого сечения (по сравнению с 400В например).
Это конечно прототип, но я думаю что через какое-то время, если будет спрос, например в коммунальном сегменте таких городов как Москва, можно будет увидеть мелкую серию.
Ну и на последок, в преддверии зимы, первый в мире электрический снегоход: