Осваивая очередной
музыкальный инструмент обнаружил, что где-то посредине курса из 20 занятий начал отставать от программы - всё сильнее с каждым уроком. Запоминаю строку с одного-двух проходов, но пальцами по клавишам не попадаю даже после недели тренировок. Хотя руки у меня отнюдь не крюки.
И вдруг понял: обучающие программы во всех областях знания составляют профессионалы с большим опытом - люди, которые давным-давно прошли все азы и, конечно, уже забыли - как вообще протекает процесс обучения на старте? Люди, которые не помнят - как сложно не глядя попасть пальцем в клавишу, размер которой меняется от инструмента к инструменту. В итоге от ученика требуют вещи, которые кажутся обычными составителю учебной программы, но для ученика принципиально невозможны.
И так происходит не только с музыкой. Я видел то же самое в математике, экономике, бухгалтерии, лингвистике, программировании. В онлайн-играх такие проблемы с tutorial-ами решаются бета-тестированием и изучением отзывов (тестировал больше десятка online игр - включая Ультиму, Воркрафт и Эверквест с Ворхаммером). А в образовании я давным-давно уже не слышал словосочетания "экспериментальная методика". Поскольку многие методики обучения являются "фирменными" технологиями учебных заведений либо их составителей - сомнения в эффективности таких методик воспринимаются как личные оскорбления и сомнения в собственной компетенции составителей. То есть учебные системы во многих случаях порочны и неверны в корне - но их никто не меняет десятилетиями.
Максималистичный пример такого кривого "образования" - учебник абхазского языка + учебная программа, по которым меня пытались учить в советской школе: их составители предполагали, что ученик уже говорит на абхазском. В итоге у меня было эталонное произношение - я читал стихи и тексты так, что слушатели аплодировали стоя - но я сам ни слова не понимал из той тарабарщины, которую помнил наизусть.
В итоге вынужден был взять тайм-аут на уроки музыки и сейчас составляю собственную программу обучения - без всяких музыкальных фрагментов, но чтобы "поставить" руки быстро и точно. И вообще - образование наверняка давалось бы намного легче и быстрее, если бы в разработке учебных программ участовали ученики.