Sep 20, 2014 22:16
"Хорошие" религиозные догмы имеют вполне себе материальную основу и меняются в зависимости от внешних обстоятельств. Пример - "не сотвори себе кумира". С одной стороны, людей легче заставить поклоняться предмету, чем метафизической абстракции. С другой стороны, материализовавшись в предмете вера может быть разрушена. Чем больше веры материализовано (чем значительней и дороже предмет) - тем более сильный ущерб религии может быть нанесён уничтожением предмета. Чем выше вероятность потерять предмет - тем более жёстко религия настаивает на несотворении - и наоборот. В итоге имеем следующие варианты:
иудаизм создавался в условиях египетского рабства (то есть полного отсутствия института собственности для рабов) с последующим кочевым периодом (Моисей в пустыне) и многочисленными волнами завоевателей Израиля - строгий запрет на материализацию религии, нет фактически ни одного святого предмета (попытки создать религиозные символы в виде ковчега, скрижалей, храма Давида - закончились утратой);
ислам - создавался и распространялся кочевниками с минимумом собственности и недвижимости. Итог - минимальный набор символов в виде священной книги и места (Мекка).
христианство - создавалось и распространялось осёдлыми народами в условиях позднего рабства и раннего феодализма. Итог - большое количество материальных символов в виде икон, храмов, священных мест, мощей, реликвий и т.п.
Религии, опиравшиеся на материальные воплощения верований (храмы индейцев в Южной Америке, капища славян) были относительно легко уничтожены вместе с материальной культурой. Таким образом для новой религии в период становления желательно избегать материальных символов (кумиров) - как минимум до тех пор пока они не будут надёжно защищены от уничтожения "религиозными конкурентами". Желающим восстановить, например, славянское язычество, имеет смысл задуматься о "нематериальной" реформации поскольку капища систематически уничтожаются христианами: религиозные символы должны быть компактны - как, например, Коран.