Изобретение вины

Nov 07, 2010 05:52

Человечество изобрело не только ложь - но и вину, и раскаяние. Простые фразы "я виноват" и "я больше так не буду" являются величайшим изобретением христианства - и фундаментом гуманизма, современной судебной системы, института психотерапевтов, комплексов вины - и вообще всей западной цивилизации. Точнее - полностью искусственное чувство вины и раскаяния является фундаментом современной западной цивилизации.

Вина и раскаяние - не-врождённые чувства. Если вспомнить детство, то до определённого возраста никто никакого чувства вины не испытывает. Совершив шалость, дети беспокоятся только о том, чтобы об этом знало как можно меньше людей, и о наказании - не об исправлении последствий. Отсюда происходят мифы о жестокости детей - хотя на самом деле дети не испытывают раскаяния по поводу своих действий только потому, что не рождаются "с раскаянием". Раскаяние и сожаление о своих действиях - их не существует в природе. Животные никогда не сожалеют о поступках и не пытаются исправить их негативные последствия - точно так же, как и некоторые люди без соответствующего воспитания.

Чувство вины и раскаяния воспитывается годами на основе христианской этики, в которой человек является носителем "первородного греха" (culpa innata, original sin), несёт в себе зло и потому должен регулярно каяться, исповедоваться и вообще всячески извинятся по поводу и иногда без него. Зачем нужны подобные ухищрения?

Люди регулярно совершают действия, наносящие окружающим ущерб. Чудно, если ущерб легко компенсировать - например, заплатив деньги. Если же ущерб значителен (увечье, смерть, уничтожение ценного имущества) и его невозможно компенсировать легко и быстро - попытка компенсировать такой ущерб приведёт к значительному усложнению жизни виновного или вовсе к её лишению. В то же время обществу невыгодно чтобы люди выбывали из игры сразу пачками (например, убитый + убийца в результате смертной казни) - оно итак уже потеряло ресурсы в результате преступления и усугублять ущерб, сажая людей в тюрьму на долгий срок или убивая их - незачем.

И вот как раз для смягчения последствий ущерба от поступков людей был придуман институт первородного греха и исповедей, вины и прощения. Признание вины обозначает, что человек понимает, что его действия были неверными, что он нанёс ущерб и что он согласен исправить/компенсировать последствия по мере сил. То есть - магическая формула западной цивилизации! - он "больше так не будет".

Признание вины человеком с соответствующей "тренировкой" (воспитанием) вызывает вполне реальный физический дискомфорт, а получение прощения - не менее реальный комфорт с выделением серотонина и прочих "гормонов щастья". Потому когда человек с "западным" воспитанием говорит "простите - я так больше не буду" - ему кое-как можно верить: ему физиологически необходимо, чтобы его простили и, возможно, он действительно "больше не будет".

Соответственно, признание вины (чем раньше - тем лучше) полу-автоматически смягчает судебные приговоры потому, что для общества оно обозначает "он наш, он согласен жить по нашим правилам, от него ещё может быть польза". В то же время отрицание вины и отсутствие раскаяния расценивается судебной системой (и обществом) как гарантия повторения преступления в будущем и анти-социальную направленность всех действий обвиняемого. Таким образом, благодаря институту вины и раскаяния "западная" судебная система имеет возможность "исправить" человека, скорректировав его поведение в будущем - а не только наказать его.

В восточных философиях нет понятия вины. Единственное, чего боятся преступники на Востоке помимо компенсации ущерба -  публичного разоблачения и осуждения их действий ("потери лица"). "Потеря лица" необратима и фактически обозначает "социальную смерть" - то есть вернуть в общество человека с "потерянным лицом" невозможно. Соответственно, человек будет ещё более ожесточён, чем до разоблачения. Потому судебная система на Востоке имеет единственной целью покарать преступника в назидание остальным - о коррекции поведения ("исправлении") речь не идёт. Потому "восточная" юриспруденция предельно жестока и потому в Китае с таким "удовольствием" практикуют смертные казни: задача китайцев - запугать потенциальных преступников, а не вернуть в общество состоявшихся уголовников. Оно и понятно: люди, не испытывающие раскаяния по поводу краж, убийств, изнасилований - реальная угроза для цивилизации. Например, такой угрозой является Япония, никак не извинившаяся за резню в Нанкине или действия Unit 731. Более того - не раскаявшись в содеяном, японцы врут друг другу и иностранцам о событиях в Нанкине (“residence in Nanking were once again able to live in their lives in peace”  +1 ) - стараясь избежать "потери лица". Такое поведение гарантирует возможность повторения аналогичных событий в будущем.


Помимо позитивного влияния на нашу жизнь у чувства вины и раскаяния есть множество негативных проявлений. Например, комплексы, возникающие у людей с "перетренированным" чувством вины: люди настолько привыкают к ответственности за происходящее, что берут на себя даже ту, к которой не имеют отношения. Также аморальные правительства, застрявшие в эпохе феодализма когда контроль земель давал контроль над судьбами живущих на них людей - обожают бессовестно эксплуатировать идею первородного греха, именуя себя "Родиной" и внушая людям мысль о "долге стране" и чувство вины в случае отказа возвращать этот "долг" - хотя на самом деле человек никому ничем не обязан за факт своего рождения. Нормальные люди рожают детей чтобы продолжить свой род (предотвратить вымирание биологического вида) - а не для того, чтобы выкромив детей требовать вернуть "долг" с грабительскими процентами, ценность которых по мнению правительств может равнятся жизни человека.

Изобретение вины и раскаяния - это явление масштаба технологии межзвёздных полётов. Оно сохранило миллионы жизней. Оно создало нашу цивилизацию. И оно по-видимому произошло около двух тысяч лет назад в римской провинции Иудее (как вариант - 1800 лет назад в Галлии). То есть в то время там жил такой титан мысли, что это наталкивает меня на вполне резонный вывод, что "изобретатель вины" легендарный плотник Иешуа Га-Ноцри скорее всего являлся вполне реальной личностью. Возможно, его звали иначе (доктрину первородного греха изобрёл епископ Иренеус) - но изобретатель чувства вины точно существовал. Богом он, разумеется не был - в лучшем случае он был величайшим философом, проповедником и/или сильным экстрасенсом типа Эдгара Кейси, предвидившим последствия появления нескольких простых фраз о "грехопадении" - по-любому этот человек оказал такое влияние на нашу жизнь, что его вполне можно сравнить с божественным вмешательством: он фактически является создателем нашей культуры, психологии и цивилизации.

TL;DR вина и раскаяние - искусственные чувства, изобретённые около 2.000 лет назад. Их нет в странах Востока и они являются фундаментом западной цивилизации, юриспруденции и психологии. Люди, не испытывающие чувства вины, более опасны.

цивилизация, религия

Previous post Next post
Up