Это сборник рассказов об успехах, проблемах и задачах сельского образования в СССР. Корреспондент Роман Фёдорович Харитонов проводит в командировках много времени, пристально исследуя жизнь сельских школ. В ходе поездок он встречается с учителями и учениками, служащими милиции и партийными работниками. Результаты этих встреч отражены в литературных работах молодого журналиста. Все рассказы наполнены неподдельным интересом автора к людям советского села.
Сельские школы в СССР жили особенной жизнью. В 60-70 гг. таким школам было нелегко в бытовом плане. Тем не менее, не смотря на трудности, при поддержке государства школы справлялись с главной своей задачей - воспитание и образование подрастающего поколения.
Педагоги, эти «архитекторы детских душ», представлены в рассказах Харитонова самыми разными людьми. Тут и неопытная учительница, и бывший кадровый военный, и настоящий сельский интеллигент, знающий четыре иностранных языка. И все решают общую задачу - формирование личности, соответствующей самым высоким коммунистическим идеалам. Как этого достичь? Воспитать в учениках чувство прекрасного, подарить им мечту, уверенность в себе. Эти и некоторые другие задачи, а так же методы их решения изложены в сборнике.
Рассказы проникнуты глубоким уважением к труду педагога. Статус школьного учителя в СССР был очень высоким. Государство не мало старалось, чтобы облегчить и улучшить труд учителей. Образование - это вклад в будущее. Результатом этого стали научно-технические и экономические успехи СССР-России. Страны, сумевшей в первые в своей истории стать опережающим государством. Первая в мире атомная электростанция, первый атомный ледокол, первая космическая станция! Этот список можно продолжать очень долго. И даже лунным аферистам - американцам пришлось буквально скопировать советское образование, настолько выдающимися и безупречными были его успехи.
Немало интересного в рассказах Романа Харитонова читатель узнает о некоторых традициях. Например, почему школы в сёлах всегда строились на самых высоких местах. И что учителями в сельских школ нередко становились их вчерашние воспитанники. А также и то, что многие сельские школы находились под опекой колхозов и совхозов, то есть получали от них всю необходимую материальную и иную помощь. Это пример нынешним капиталистическим владельцам газет и пароходов!
В целом «Воспитай ученика» - это хоть и небольшое, но очень добротное исследование на тему образования в условиях села или деревни. Сборник выпущен в 1973 году. Сегодня конечно многое изменилось. Появился интернет, наркотики, реклама потребительского образа жизни. Нынешний ученик узнаёт о своих правах из социальной рекламы, которая присутствует в каждой школе. Кажется не стоит тратить время на ознакомление со сборником, изданным в прошлом веке. У меня обратное мнение. Считаю, что стоит внимательно присмотреться к опыту страны, добившейся многочисленных успехов в области образования и народного хозяйства. А также к опыту общества, сумевшего создать уникальные условия для формирования нового человека. Человека-творца!
Некоторые фотографии взяты с сайтов:
http://soviet-life.livejournal.com/http://dubikvit.livejournal.com/