Там, где Александр Сергеевич, всегда находится какая-нибудь загадка. Одна из них - картина, которую называют последним прижизненным портретом поэта. История этой работы, с какой стороны ни посмотри, покрыта мраком тайны.
Как это было?
Портрет работы О. Кипренского и работа Линева. Источник: art-portrets.ru
Портрет работы О. Кипренского и работа Линева. Источник: art-portrets.ru
В 1877 году Музею при Александровском лицее пожертвовали очередную картину. Сперва на нее никто не обратил особого внимания, приняли за скверную копию портрета Пушкина. Великий поэт мало походил на всем известный образ, созданный Орестом Кипренским. Несуразный нос, большие и какие-то умоляющие глаза, короткая шея…
Картину почистили и ахнули. Оказалось, что это вовсе не копия, а портрет, явно написанный с натуры, причем без всяких прикрас. При ближайшем рассмотрении черты лица поэта оказались, на удивление, живыми и вполне соответствующими описаниям, данным современниками. По краю вилась подпись - «рис. съ натуры И. Линев». Картину срочно отправили на экспертизу и принялись выяснять, как она попала в Музей.
Выяснили, что ее принес артист по фамилии Леонидов. Портрет хранился в семье его жены, родственницы другого артиста, Стуколкина. Каким образом он попал к ним - неясно. В дом Леонидова он попал вместе с другим приданым. Ну, а Леонидов решил отдать картину в Музей.
Портрет и мнение общественности
Для сравнения: портрет Пушкина работы П. Соколова, 1836 г. Источник: pushkin-lit.ru
О портрете появилась публикация в газете, и все тут же принялись нахваливать его и утверждать, что он, безусловно, написан с натуры. Откуда ни возьмись появилась дата - якобы картина писалась в 1836 или 1837 году и была последним прижизненным изображением поэта.
Впрочем, нашлись и те, кто засомневался в качестве этой потрясающей находки. Как этот Линев встретился с Пушкиным? Когда? Почему ни один современник не отметил появление этого портрета? И самое главное… Кто он вообще такой, этот Линев? Никто не знал такого художника и прежде не видел ни одной его работы.
Портрет сделали не с натуры?
Пушкин в гробу. Источник: regnum.ru
Тут же появилась новая версия: портрет сделан с рисунка «Пушкин в гробу», есть некоторое сходство, такое же мертвенное лицо. В попытке опровергнуть ее, один из исследователей и преданных почитателей портрета, Илья Зильберштейн, начал собственное расследование и обнаружил две любопытные записки, адресованные Пушкину Жуковским.
В одной из них он приглашал поэта к себе для позирования, так как у него в гостях будет художник. В другой - напоминает о визите. Обе записки неточно датированы концом 1836-го года. Казалось бы, все сходится, но странно: с чего бы Жуковскому «доставать» Пушкина для совершенно неизвестного художника? Зачем Пушкину соглашаться?
Поэт, прямо скажем, знал себе цену и не позволял рисовать себя абы кому. Сам он никогда не просил портретов, а многочисленных охотников до своей персоны жестко отбривал. Отказал даже Карлу Брюллову! Зильберштейн не отвечает на эти вопросы, но выводит к тому, что работа могла не понравиться Пушкину и Жуковскому, и потому портрет на долгое время был «припрятан». Даже если так, кто такой этот Линев, выяснить не удалось.
Еще одна догадка появилась на свет почти сто лет спустя
Прижизненный портрет Пушкина. Автор: Василий Тропинин. Источник: artchive.ru
В 1968 году инженер Сергей Куликов задумал написать об изобретателе Александре Линеве. В процессе работы выяснилось: его предки очень интересовались искусством. Точно в нужном периоде обнаружился человек с подходящими инициалами - Иван Логинович Линев. Он родился в 1777 году и проходил службу в кавалергардском полку, а выйдя в отставку, поселился в отцовском имении, где построил церковь и лично участвовал в ее росписи.
Нашлась ниточка и к поэтам: семья Александра Тургенева, с которым дружил Пушкин, в одну из зим проживала в Петербурге в доме, принадлежащем Линеву. Там их навещал Жуковский. Теоретически, он мог быть знаком и с хозяином.
Выглядит гладко, если бы не одно «но»: доказательств нет. Да и неизвестно доподлинно, умел ли Иван Линев рисовать. Документы опровергают версию Куликова о том, что Линев расписывал церковь, она была построена уже после его смерти. Поэтому персона художника остается загадкой.
Но не спешите: это еще не конец истории
Карикатуры Пушкина, сделанные им самим. Источник: artchive.ru
Разумеется, современные технологии позволяют узнать о портрете гораздо больше, чем в девятнадцатом веке. В 1986 году картину снова отправили на экспертизу. Результаты ошеломили. Во-первых, первоначальное изображение здорово поправила рука реставратора, причем таким образом, чтобы придать лицу больше сходства с общепринятым представлением о Пушкине. Так что «натуральность» внешности поэта может быть всего лишь следствием смешения двух техник.
Во-вторых, и это самое интригующее, фамилию Линева приписал кто-то другой. Изначально портрет был подписан «рис. съ натуры И. Л. ..» Вместо фамилии - точки. Почему? И к чему эта нелепая, хвастливая приписка «с натуры»? Никто из художников не подписывал так свои работы. Наконец, кто счел себя вправе вписать фамилию, и почему именно эту?
Время идет, а загадок вокруг портрета Пушкина не становится меньше…
https://zen.yandex.ru/media/book24/nastoiascee-lico-pushkina-ili-bezdarnyi-portret-taina-poslednego-izobrajeniia-poeta-5be7d3fcc241aa00a93b68da