Aug 13, 2006 21:35
Shub-Niggurath - "C'étaíent de Très Grands Vents".
Этой команде ужасно не везло всё время её существования. Чехарда с составом, проблемы с выпуском альбомов, и так далее. Наконец, всё завершилось смертью басиста Алена Балло, фактического лидера, и распадом группы. Несмотря на то, что у группы, вероятнее всего, было достаточно много записей, вышло всего три CD. Первый - наиболее известный и прославленный "Les Morts Vont Vite", второй - вот этот самый, и, наконец, третий и последний, просто "Shub-Niggurath" или же "Testament". Почему два названия - не знаю, сразу говорю. Зато знаю, что он действительно последний - больше не будет...
Итак, французские чудища на этом альбоме решили отказаться - или почти отказаться - от сколь-нибудь внятной мелодики и ритма. Кто слышал разбойные импровизации Henry Cow на второй стороне "Unrest" - знайте: для чокнутых французов это лишь точка отсчёта, начало. Дикие импровизации Henry Cow были, скорее, воплощением анархии, а вовсе не запредельного иномирового ужаса. Shub-Niggurath, напротив, выбрали второе. Так что - берегитесь!..
Shub-Niggurath могут быть удивительно тихими, начав с почти что амбиента, чтобы затем взорваться диким рёвом и грохотом. Не ищите тут демонстраций виртуозности музыкантов. Их попросту нет, этих демонстраций - басист Ален Балло, гитарист Жан-Люк Эрве и тромбонистка Вероник Вердье, кажется, более всего озабочены тем, как извлечь из своих инструментов наиболее скребущий по нервам звук, то есть уделяют больше внимания тембру, а вовсе не виртуозными пассажами.
...Исключая, пожалуй, барабанщика Эдуара Перро - там, где он играет, он играет так, как будто завтра его расстреляют. Не просто "free-jazz drumming", а предельно агрессивный его подвид - каждый удар с таким чувством, будто в руках у барабанщика не палочки, а пара мечей, и он старательно косит ими головы врагов. Враги падают и подыхают тысячами. Тела, разумеется, поедаются шогготами - кем же ещё?
Итак - нет мелодики, нет более-менее чёткого ритма, есть только спонтанная импровизация и максимально зверское и неприятное для уха слушателя, привыкшего к более-менее традиционной музыке, звучание. Женский вокал, практически оперный, в композиции "Prométhée", отнюдь эту зверскость не снижает.
Так ли страшен этот альбом, как предыдущий шматок музыкальной инопланетной слизи под названием "Les Morts Vont Vite"? Отвечаю - и да, и нет. Да - потому что это натуральный гимн чему-то хищному и глубоко чуждому, пришедшему то ли из космических глубин, то ли из иных измерений. Нет - потому что, несмотря на это, всё сыграно слишком уж строго и серьёзно - при всей своей запредельной жестокости Shub-Niggurath, как ни странно, и к большому сожалению, стали статичны и, может быть, даже академичны.
Звериная серьёзность, которой не было даже у Present и Univers Zero, наиболее мрачных RIO-групп (из коих первые всё-таки отличаются ехидством и, если угодно, юмором, а вторые изрядно романтичны), роднит Shub-Niggurath именно с академическими музыкантами, вымучивающими опусы каких-нибудь современных композиторов. И это - несмотря на спонтанные импровизации, формально присущие совсем другой музыке - фри-джазу. Что ж... чем медленнее и вывереннее пытка - тем больше мук жертве и тем больше кайфа палачу от созерцания её страданий.
Тем, кому по душе музыка других мастеров сверхмедленного ушетерзания - Khanate - очень рекомендую этот альбом. Как ни странно, учитывая "академичность" и "прогрессивность" Shub-Niggurath и "антиакадемичность" и "антипрогрессивность" Khanate, есть между ними определённое сходство. Акцент на тембр звучания инструментов (искаженный, как правило, предельно далёкий от "нормального", а не на мелодику, ритм и даже ноты как таковые (кажется, это называется "сонорика", да?), запредельная какофоничность, жестокость и бесчеловечность. Пощады не будет. Шуб-Ниггурат, Чёрная Лесная Коза С Легионом Юных, великая богиня жизни и плодородия, требует жертв, и в жертву принесут ВАС, о внимательный и благодарный слушатель. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие. Если сможете...