В лучших традициях прог-эпика длиной в семь лет! с этим постом я вроде как должен закрывать свою ЖеЖешечку, ибо с
подобного поста она когда-то начиналась. Но надо же куда-то отчитываться о прослушанном да катать личные посты, которые все равно никто не увидит......и еще чуть многоточий, даа.......
На
концерте СтДж в Йене мы разговорились с одним из организаторов, Мартином, типичным немцем моего возраста, с бородкой-очками-короткой стрижкой, и очень скоро беседа свелась к "стонир говно, вот прооог!". Чем больше было выпито, тем яснее нам становилось, что надо рвануть на Лореляй в этом году: Collage, Clepsydra, IQ, Marillion! Ну Анафему с Трансатлантиком под шумок заценить, почему нет. Удивительно, что одной болтовней дело не ограничилось: еще в июне ваш покорный забронькал себе рейс Киев-Франкфурт-Киев и вытянул из Мартина всю необходимую инфу по дальнейшему передвижению по Германии. В итоге хваленые немецкие поезда опоздали как черти, и автор этих строк не только едва не потерялся посреди немецкой глубинки, но и - что чертовски обидно - пропустил сет поляков из Collage. Но вот я уже на фестивале и встречаю Мартина, ведущего меня к палатке и двум своим кентам (таким же типичным немцам). Покушав вкусного томатного супа из консерв и поотвечав на обязательные вопросы про ситуацию в Украине (ну а куда без этого), я пошел осматривать уже единожды посещенную территорию на предмет изменений или нововведений.
Видимо, я подзабыл, что имею дело с проггерами, лол. За прошедшие семь лет не изменилось НИ-ЧЕ-ГО. Тенты с питьем и едой все там же и все с тем же, а на лотках с мерчем все так же царят диски: винилы есть лишь у пары торговцев, либо бородатый секонд-хэнд, либо KScop'овщина (пожалуй, единственный околопроговый лейбл, чья целевая аудитория младше сорока). Даже продавцы мерча выступающих грандов вроде IQ и Marillion на вопрос о наличии винила смущенно бормочут "please purchase from the website". И да, если на том Лореляе средний возраст зрителя был 40-45, то сейчас он увеличился до 45-50: прирост новичков минимальнейший, из трех тысяч публики - сотенки три-четыре эдаких типичных сисадминов от 20 до 30, да пару сотен фемин сомнительного возраста и наружности, все остальное - пузатые батяпроггеры на мерче. На нём родимом рассекают все, причем встречаются такие футболки, что либо самодел, либо это сам участник этой группы, ахах.
Пока я изучал местность под звуки Long Distance Calling, меня узнали аж два фаната СтДж, а сами LDC успели надоесть за два трека. Не особо понимаю хайп по этому средненькому коллективу, мне они чем-то напоминают польских Tides From Nebula: свой аппарат, свой бус, кататют много и везде, выступают за умеренную таксу, альбомы клепают часто, вот отсюда и популярность, когда активное предложение создало видимость спроса. Кстати, о поляках: таки удалось перекинуться парой слов с Collage, у которых теперь мерзкий молодой
хипстер-вокалист. После обязательных соболезнований Украине меня в оборот взяла менеджер квинтета, решившая, что я их в эту самую Украину приглашу поиграть (зря я заикнулся, что дескать тоже музишэн). Ах милочка, ну сколько вы соберете в Киеве, десятка три человек? Нынче мало быть просто хорошей группой, сорьк.
Говоря о хороших группах - на сцене появились IQ, наверное, моя вторая любимая нео-прог-группа после фишевского Мариллиона, а по количеству заслуг и лет в жанровом строю может и первая. Пока Холмс чекал гитару саббатовской "Sweet Leaf", заговорщицки улыбаясь публике, я с тревогой отметил резко похудевшего Джовитта: надеюсь, не рак. Первый трек пал жертвой настройки звука (как и у многих других, кстати, команд), а дальше все пошло как по маслу. К слову,
сетлист группы мне знаком не был, и хотя они не сыграли ни единой вещи с гениального "Dark Matter", впечатления остались более чем положительные. Умело чередуя совсем свежие треки с известными вещами, IQ отыграли больше часа, наиболее тронув автора этих строк атмосферной "The Road of Bones" с недавнего одноименного альбома. Конечно, они не стадионные прог-гиганты вроде каких-нибудь Дрим Театр; на открытой сцене Лореляя квинтет себя чувствовал несколько скованно, привыкнув к небольшим клубам Британии и Европы, но нареканий к подаче и уровню музыкантов не имею никаких...кроме Пола Кука. Я понимаю, что он оригинальный драммер, и в 80ые видимо давал прикурить, но раз он уже единожды оставлял группу по причине "усталости", то вряд ли стал с годами моложе и активнее. Невооруженным взглядом было видно, что ему непросто даются даже несложные места. И хоть он и не допускал глобальных лаж, но я в который раз убедился: если в группе слабоват драммер - эта группа меня не воодушевит должным образом. В общем, вот вам "Seventh House" примерно с той точки, куда я и переместился под конец их сета.
Click to view
Transatlantic активно ждали мои свежеиспеченные немецкие кенты, а я вот как-то всегда был равнодушен к этой супергруппе. Те же 20-30-минутные эпики у них выстроены по одинаковой схеме: навороченное начало, а дальше чередование балладных кусков в обычных 4/4 до ломоты в зубах, причем эта сладчайшая мелодика Нила Морса, укушенного Иисусом, способна вызвать диабет последней стадии даже в ушах. По сравнению с ними ранние Йес слушаются какими-то Юниверс Зиро, ну правда! В общем, сразу порадовал разве что Мишка Портной, единственный нормальный драммер за оба дня фестиваля. Наблюдать за ним было одно удовольствие, да и в целом у коллектива присутствовала пресловутая "химия", явный кайф от совместного музицирования, волей-неволей заразивший даже такого снобяру, как автор этих строк. Но знаете, я не думаю, что целью создания Трансатлантика было выжать больше зеленых бумажек из кошельков сорокалетних сисадминов, скорее желание потешить свои музыкантские эго удачно совпало с набором индивидуальностей в группе. Эх, заменить бы Нила Морса на Мэттью Парментера...Короче, я свалил еще до биса, а вот мои вернувшиеся позже немчики были просто в экстазе, сразу врубив на бумбоксе "Duel With The Devil" на весь палаточный городок - к нам даже англичанин приходил ругаться! Вот такие они, проггеры, врубят свое задротство на полную, спать не дают!
Click to view
Вот такую красоту я пошел смотреть с самого утра во второй день, после четырех часов в полусне на жесткой фестивальной земле. Как это часто бывает, 36 градусов жары днем сменились на 12 ночью, потому утренняя прогулка по окрестностям закончилась в местной кафешке в компании немецкого завтрака и горячего кофе. Но погода быстро вернулась к обжигающему статусу-кво, и большинство второго дня ваш покорный провел в типично фестивальном прикиде - шорты, кеды и мерч-футболка в качестве повязки на голове, всё. В общем, часов в 11 утра наш интернациональный квартет спустился по неудобной и высоченной лестнице к дороге, ведущей на Ст-Горсхаузен, ближайший городок, окунулся в легендарный Рейн (чувствовал себя воспитателем, ведущим отряд в бассейн), отоварился в местном супермаркете и посидел в биргартене, где ваш упорный спалил себе нёбо горячущим супом. Пока мы сидели и ждали бусик, который вроде как должен был доставить нас к месту проведения фестиваля, я успел паур часиков вздремнуть, и по возвращению из объятий Морфея авторитетно заявил своим кентам: если автобуса нет два часа, то его не будет вообще, а еще пропускать группы я yebal. Обратная дорога с сумкой напитков и подъемом на безумную высоту по все той же кретинской лестнице меня чуть не убила, сердце выпрыгивало из груди, круги перед глазами прыгали в такт музыке...а играли там как раз Dream the Electric Sleep.
Я даже
упоминал о них в свете приятных релизов-2014 и очень хотел заценить вживую, но тупо не было сил тащиться до сцены. Из того, что до меня долетело в палаточный городок, я сделал вывод, что пацаны бывшие металисты/факеры, успешно играющиеся в прог-рок, т.е. играть умеют, но это, наверное, не совсем их музыка. Тем временем злой админ кэмпинга не пустил меня в душ, и я решился на крайние меры. В нашей палатке бутылки с водой не просто нагрелись, почти расплавились, и схватив одну из них, я решительно направился в близлежащий лесочек, где ритуально омыл себя кипяченой минералкой. Если что - рекомендую, очень мило вышло. После такого импровизированного душа включилось второе дыхание, и я поспешил послушать Клепсидру.
Clepsydra - швейцарские нео-проггеры, неожиданно вернувшиеся к жизни в прошлом году, как и поляки Collage, в почти классическом составе. Купив по диску каждой из команд, я пошел поближе к сцене, где квинтет играл лучшие треки из своих альбомов. Вашему уставшему хорошо знаком только "More Grains of Sand", эдакий мисплейсд чайлдхуд 90х, и они зашпилили аж три мини-эпика оттуда, включая приведшую меня в восторг "The Prisoner's Victory". Легкий ресторанный флёр в обертонах вокалиста и ужимках гитариста как бы намекал, в каких местах они умудрились не растерять музыкантскую хватку за все годы бездействия, но главной проблемой снова был барабанщик. И опять - участник первоначального состава, все понятно, но ребята, даже я лучше барабанщик, чем тот парниша! Удивительно, что в жанре, ставившем технику в приоритет, теперь доминируют аматорские банды. Конечно, гранды вроде того же Уилсона не могут себе позволить подобного, окружая себя лютыми профессионалами, но в то же время 90% современного прога сыграно-записано на таком любительском уровне...может, это меня испортили яркие мужики вроде нашего Витьки или Эйба из Дефтоунс? В общем, я так прикинул, что собери я на свой Arlekin достойный состав - и в следующем году уже могу хэдлайнить Night of the Prog-2015, за неимением конкурентов!
Click to view
Кстати, о конкурентах и консерватизме: забавно, но каждые 2-3 года в Лореляе играют примерно одни и те же группы. Например, IQ и Marillion играют там чуть ли не в третий раз, и вот организаторам пришла в голову идея снова позвать Anathema. Перед ними заменял слетевших BigElf забавный человек-мини-оркестр Брайан Каммингс, который с помощью вокала, акустической гитары и цепи луперов шпилил неплохие кавера на Питера Гэбриэла и прочий Дженезис. Все это перемежалось максимально вольным общением с публикой и местами походило больше на стенд-ап, чем на музыкальный перформанс. Но вот к сцене подтянулись томные мамки и их субтильные сыны в футбичах с Уилсоном, чутка подсдавшие и постаревшие Каванахи поприветствовали публику (как их только фотошопят в таких красавцев писаных?) и начали сет со связки обеих "Untouchables".
Еще три года назад меня неприятно удивил - угадайте - корявый барабанщик Анафемы Джон Дуглас, и проблему с его профнепригодностью группа решила элегантнейшим способом. Некий Даниель Кардозо, татуированный хипстер на зализоне, игравший тогда у Анафемы сессионно на клавишных, теперь стал их полноправным барабанщиком, а Дугласа решили не выгонять ввиду заслуг и отправили шуметь за мини-установкой - ну прямо Джэми Мьюир! Понятно, что в анафемовской музыке вторые барабаны (да и вообще дополнительная перкуссия) не особо нужны, так что Джон в основном там мялся с тамбурином и тарахтел мимо темпа в хет. Уж лучше б посадили его за клавишные, раз уж те все равно валили из подкладки даже тогда, когда Дэнни на них не играл (что вызывало недоумение некоторой части аудитории - так ты играешь, бро, или это ВСЁ фонограмма?). Почти не меняющийся последние несколько лет
сетлист (пара новых песен, пара с 2012, пара с 2010, Клоузер, Нэчерал Дизаста, Флайинг, каверок, Фрэджил Дримз, гудбай) априори вгонял в тоску, и действительно зашли, пожалуй, только "Untouchables, pt.I", "A Simple Mistake" и (лучшая вещь недавнего унылого альбома) "Anathema", которую группа почему-то посвятила все тому же игравшему перед ними Каммингсу. Особый диссонанс вызывали светящиеся позитивом и счастьем коротконогие коренастые Каванахи, то и дело агитировавшие публику хлопать в ладоши и поминутно вопрошавшие "are you feeling alright?" - и собственно играемый материал, даже в новых треках не утративший вкус фирменной анафемовской меланхолии. То ли настроение у меня не было подходящее, то ли совокупность негативных факторов взяла свое, но после этого сета всякое желание наблюдать Анафему вживую отпало. Теперь надо было лишь дождаться Мариллиона.
Click to view
Увидеть вживую одну из трёх своих любимых групп - нелегкое испытание для мечт! Учитывая, что две другие (Tool и Led Zeppelin) повидать вряд ли выйдет, то тем выше ответственность. Конечно, я отдавал себе отчет, что хогартовский Marillion - совсем другая группа, другая музыка, чем та, которая когда-то меня так захватила, но и в то же время за последние лет пять я не только поборол в себе неприязнь к творчеству квинтета после ухода Фиша, но и ценить вклад Хогарта и прочих без привязки к заслугам первого фронтмена. Чего уж там, я многие песни даже успел полюбить, и надеялся, что часть из них услышу. Но моя маниакальная зацикленность на сетлистах сыграла со мной злую шутку: никаких сюрпризов от Мариллиона я так и не дождался, а получил
обычный набор баллад в духе недавних концертов. И если "Gaza", "Easter", "Power" и чуть позже "Man of a Thousand Faces" крайне порадовали, то весь остальной бесконечный марафон "играем 4/4 в 80bpm" утомил и даже разочаровал. Конечно, если стоять и уже во время прослушиваемой песни представлять, какими фразами ты станешь ее описывать в своем отчете, некий шарм восприятия музыки теряется, мягко говоря.
При этом никаких претензий собственно к группе: Розери эдакий добродушный медведь, Тревейвес еще тот живчик, Келли сосредоточен и спокоен, а Мозли я особо не видел за дымом и установкой (играл он, кстати, терпимо, ожидал худшего). И конечно Хогарт, единственный_проггер_фестиваля_в_узкачах, ворвавшийся на сцену на первых аккордах "Газы", мгновенно завладевший вниманием публики и не отпускавший все почти-три тысячи народа ближайшие два часа. Хогарт - актер, чувствующий себя максимально комфортно в собой же придуманном амплуа, переживающий каждый трек с почти театральным надрывом, и при этом получающий несказанное удовольствие от процесса музицирования, такой себе Майк Портной микрофонной стойки. Да и в целом уровень Мариллион поразил с первых же тактов, они скорее ровня каким-нибудь U2, чем любой другой команде фестиваля. Стадионный прог! Но в любой бочке меда всегда найдется ложке дегтя, и дело не только в спорном сетлисте (так хотелось услышать "Berlin", "Seasons End", "Splintering Heart", "Afraid of Sunlight", "This Strange Engine" - последнюю они даже играли на саундчеке утром, я слышал!). Самое хреновое началось, когда Хогарт стал петь песни Фиша.
Во-первых, у Стива и без того прогрессирующий "синдром Вакарчука" - это когда собственные песни поешь не так, как в записи, перевирая мотив, затягивая слоги, вставляя ненужные словечки, ну вы понимаете, о чем я. На контрасте с ним Розери, шпилящий соляки точь-в-точь как на записи, и Келли, выбирающий клавишные тембры как на альбомах, просто душки. Во-вторых, каким бы крутым актером ни был Хогарт, он никогда не сыграет Фиша, как бы не старался - ему просто не веришь. Это как Метла, каверящая Ника Кейва: слушается забавно, но играть это постоянно и на полном серьезе даже они не стали бы. Случайный компромисс в виде гигантского прого-оке на весь Лореляй когда группа играла "Кэйли" и у Стива отказал микрофон, и первый куплет пели ВСЕ - почти выход из ситуации, но ваш милонистыйпокорный пошел бы еще дальше и ваще запретил бы команде играть вещи фишевского периода. Я вижу много причин, по которым они их все еще играют - и гордость по поводу собственных былых заслуг, и желание угодить старым фанам, и в конце концов им просто все еще могут нравится эти чертовы олдовые песни (кстати, играют они в основном синглы из альбомов 1985 и 1987), но ребята...just DON'T. В общем, лишний повод похвалить возродившихся Swans, которые не просто играют только новые песни, они их играют даже до выхода альбома!
Click to view
Немного опустошенный, еще на бисе я поковылял восвояси и стал свидетелем небольшого пожара в палаточном городке. После подобного зрелища спалось на удивление спокойно, и если б не последующая 12-часовая дорога (самолетом-поездом-автомобилем) и ночная смена вдогонку, то было бы все вообще в ажуре. А так сижу я сейчас с резко обострившимися своими болячками и строчу этот отчет, уставшая жертва поклонения сетлистам, не умеющая заканчивать посты в ЖЖ.