Pearl Jam в Стокгольме

Jul 03, 2014 18:44

Откуда и зачем
- Ого, ты потратил целую зарплату, чтоб полететь на какой-то концерт в другую страну?
- Ого, ты потратил всю молодость на ланос в кредит?
©я

Последний раз о концерте я писал почти полтора года назад, и где-то тогда же мне последний раз было интересно посещать концерт, к которому я не имею причастности как музыкант или организатор.
Видите, я даже фразу заюзал из предыдущего отчета, ведь за это время мало что изменилось, скорее наоборот: из ребяческих восторгов по прогу ваш покорный вырос, призраки пост-роковой юности не балуют концертами (хотя вот недавний киевский лайв Alcest был весьма приятен), а кумиры стоунер-зрелости, которые так вдохновляли с пяток годков назад, оказались большей частью крайне скучными вживую. И если раньше присутствие Окаменевшего Иисуса в лайн-апе какого-нибудь тематического фестиваля вдохновляло на суету между сценами в попытках застать как можно больше коллективов, то теперь разве что окидываешь разок-другой ленивым взором расписание в тоскливом стремлении убить время хоть парой годных групп. В итоге самому себе был дан негласный зарок ценить только достойные команды, там и опыта поднаберешься, и впечатления останутся самые позитивные.

Проникнувшись творчеством калифорнийского квинтета Deftones в последние пару лет, автор этих строк еще в мае затарился билетом на местный ParkLive, уже предвкушая главный концерт если не года, то как минимум лета, плюс под шумок и Wolfmother неплохо было бы услышать. Но "политическая ситуация в стране" в который раз привела к тому, что группа на покерфейсе улетела играть концерт к агрессору, проигнорировав спокойный и безопасный Киев. Спонтанное решение в отместку полететь в Стокгольм на концерт богоподобных Pearl Jam было принято через час после подтверждения отмены киевского фестиваля; непростая схема покупки билета через шведского кента харьковского кента была закреплена покупкой билетов на самолет; вместо хостела - вписка у бывшего одноклассника; итд, итп, в общем, тылы были подготовлены на славу, хоть и в спешке. Бессонная ночь на смене, толкучка в Борисполе, два часа полудремы в самбике - и вот Игорь ступает на шведскую землю.



Швеция

Сатана: Ваня, а може вона щас прийде, то ми Швецію зробимо?
Іван Опанасович: Яку це швецію?
©Лесь

В Швеции я доселе не бывал ни разу. С группами играть там не доводилось, слишком это непростое место: своих музыкантов хватает, клубов немного, конкуренция зверская, так что поиграть в Швеции - это как битлам Америку завоевать, целый новый уровень. Живут в Швеции, на первый взгляд, хорошо, даже отлично, хотя жаловаться на ЕС уже вошло в привычку. Девушки красивые; мужики красивые; ходишь среди них, стыдясь своей несуразности, да еще и с гигантским ноутбуком под мышкой вместо элегантного айфона в кармашке, ну сразу видно - понаехавший. Понаехавшие, кстати, как в той же Германии, как видно уже давно не понаехавшие, а вполне шведские себе шведы, потихоньку загоняющие бледнолицее население страны из мегаполисов обратно в глубинку.

Цены высокие, всё дороже все той же Германии; но и зарплаты, видимо, не отстают, иначе с чего бы любезно приютившему меня товарищу (тоже уже почти с десяток лет как шведу, а не украинцу) горбатиться официантом все это время? Главные две локации моего пребывания за это время, метро и турецкая пиццерия с вайфаем, радовали чистотой и порядком; веток в Стоке тоже три, но каждая из них по выходу из центра иногда еще отделяется на парочку суб-веток. Любимой моей станцией, конечно, стала Solna Centrum, о которой в интернетах только ленивый не писал. Вы только посмотрите на это инферно:



Собственно, на этой станции я и вышел холодным вечером 28 июня, направив свои стопы с тысячами других воодушевленных людей в сторону стадиона Friends Arena, где через какой-то час начинался концерт американцев Pearl Jam.

Перловое варенье

Там еще осталась... капелька варенья?
©Карлсон, швед

С этими ребятами у меня непростая история любви. Начало этой страсти описывается здесь, а дальше я уже проникся их безудержным драйвом, глубиной лирики Веддера, no-bullshit-эттитьюдом касательно Тикетмастера и прочих дел, а уж просмотр концертных выходок квинтета стал главным хобби лета-2012. При этом вынужден подчеркнуть, что в плане материала моя страсть ограничивалась в основном первыми тремя альбомами (включая бисайды и редкости того же периода); я пару раз слушал остальные два альбома из 90х и буквально по разу - альбомы 2000х. Да, вот такой хреновый из меня фанат.

Но прошлогодний "Lightning Bolt" оказался настолько неплохим, что даже пробудил во мне интерес к толком неслушанным альбомам; я поклацал setlist.fm, чтобы посмотреть чего они там играют вживую, и натурально обомлел. Каждый вечер Pearl Jam играют на 80% ДРУГОЙ сетлист, повторяясь разве что с нетленками вроде "Black" и "Alive" да форся свежие треки с недавнего релиза. То есть каждый вечер они играют ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ других песен, включая каверы - подобная музыкальная смелость доселе встречалась только в сетлистах Dream Theater 90х. Тут я и приуныл немношк, ибо со всех 953 песен, когда-либо исполнявшихся группой (сумасшедшую цифру услужливо подсказал все тот же сетлистфм), мне сильно нравились десятка два. Ну хорошо, пускай в постоянной ротации у них песен 250, все равно вероятность услышать своих любимцев, мягко говоря, невелика. Окей, половину "моих" треков составляют общепризнанные хиты, т.е. вероятность повышается, но ведь все равно ненамного?

В ту субботу Pearl Jam сыграли тридцать три песни.

ШЕСТНАДЦАТЬ из них оказались из числа моих любимых.



Концерт

Once upon a time...
©Эдька

Успев проклясть пресловутых красивых ВЫСОКИХ шведов за полчаса стояния в фанзоне метрах в 50 от сцены, я судорожно прикидывал свои шансы на то, чтобы услышать хотя бы пяток фаворитов. "Так, они обычно начинают и заканчивают спокойными...это могут быть и "Pendulum", и "Yellow Ledbetter", и каверочки...в конце основого сета точно будет "Porch" или "Rearviewmirror"...ну "Alive" или "Even Flow", конечно же, может даже "Do the Evolution" сбацают...". Тем временем свет погас, 50 тыщ народу радостно взревели, на сцену вышли "джемы" и заиграли "Release".

Я часто возвращался именно к этому моменту, переваривая увиденное и услышанное (звук, кстати, был чудесный, я бы даже согласился на погромче), и помню свое изумление в первые моменты: это что, они? Правда? Вот эти человечки, там далеко на сцене маленькие, тут близко на экранах большие, ничуть не постаревшие за последние лет десять, судя по кадрам середины нулевых из "PJ Twenty". Вот МакКриди на покерфейсе, напротив (хоть и в полусотне метров) которого я стоял весь концерт, вот Эдька извивается у стойки, вот дурачится Амент, вот Стоун и клавишник, эдакое "крыло спокойствия", ну и конечно Мэтт факин Кэмэрон, куда без него. Экраны, кстати, создавали странную иллюзию просмотра некоего концертного ДВД в компании пятидесяти тысяч незнакомцев, причем одного из лучших концертных ДВД в твоей жизни, ведь не только группа вела себя естественно, даже раскованно (вызывая в памяти их безумства из 90х), но и операторы умело меняли планы (моим любимым был фишай снизу вверх от педалбордов гитарюг и мониторов Эдьки), заставляя некоторые песни чуть ли не целиком смотреть на экранах, лишь изредка поворачиваясь обратно к сцене, чтоб убедиться лишний раз, что вот они, бесятся и кайфуют там вместе с тобой.

Тем временем чарующая "Release" завершилась, и ПДж сыграли еще две песни, одну из которых я не особо пытался угадать, а вторую не сказать чтоб сильно люблю. Ситуация осложнялось наличием тысяч эддиведдеров и эддиведдерш, которые своими, мягко говоря, нестройными голосами (и часто мисхёрд лириксами) пытались разрушить всё то, что шесть человек на сцене так кропотливо, хоть и без видимых усилий, созидали. Нет, конечно, ваш покорный тоже вовсю подпевал, но только там, где точно знал тексты, да и в ноты вроде попадать получалось. В общем, когда они начали "Black", я уже знал, что финальное "туру-рут-тут-туруру" мы будем все вместе...но не знал, что так долго, ведь безудержный МакКриди все наваливал и наваливал соляков! Не успел я отойти от всепоглощающей печали культового медляка, как первые такты "Go" заставили завизжать от восторга, и мы все застрочили скороговорки вслед за Эдькой. Мое ликование по поводу двух любимых песен подряд сменилось почти шоком, когда через пару секунд после окончания "Go" они вонзили "Animal"; мысль о том, что они играют два боевика подряд как на альбоме, в таком порядке, как ты их сам слушал десятки раз, еще не успела толком оформиться в голове, а Эдька уже считал: "one, two, three, four, five against all..." Они все так же "файф эгэинст олл", и словно в подтверждение их бескомпромиссности "роковый" блок продолжился синглом "Mind Your Manners" со свежего альбома, ничуть не уступающим, имхо, классическим боевикам. Припев шедшей следом "Why Go" я подпевал пацанам в терцию, чем заслужил неодобрительные взгляды стоявших рядом пьяненких хипстершведов (и еще два испанца за спиной, да): мол, чего вымахиваешься, пой как все! "Corduroy" я скорее угадал чем вспомнил, а в "Lightning Bolt" соляк растянулся на пару лишних минут. Эдька к тому моменту уже успел пообщаться с бумажки с публикой на шведском и выглушить минимум бутылку красного вина, а песни становились все неизвестнее и неизвестнее. На какое-то время я словно выпал из взаимодействия с группой, наблюдал за залом, проникался общей атмосферой, улыбался при виде людей, узнающих свои любимые песни: я небось так же истерично вел себя получасом раннее на связке "Go"-"Animal".

Тем временем, среди прочих, прозвучали "Daughter" (с куском "WMA" в качестве коды; полностью эту штукенцию "джемы" не играли уже сто лет), "Sirens" с нового альбома (не особо понимаю восторгов по поводу этой вещи, баллада как баллада, мне лично в ней нравятся тупо две строчки) и даже "Even Flow", в которой МакКриди играл соляк, держа гитару за головой. Я окончательно расслабился и мысленно затегал концерт как минимум "удачным", хотя бы из-за годного набора песен в начале. Но тут Эд начал рассказывать об одном парне, который как-то пришел в класс с пистолетом, Амент сменил четырехструнный бас на восьмиструнный...да ладно? Изумление - чувство, которое я испытывал чаще всего в тот вечер, наверное, и тут оно проявилось в полной мере. Бомбежка хитами продолжилась с ураганной "Spin the Black Circle" и заканчивавшей основной сет "Rearviewmirror", в которой, оказывается, Эдька играет на гитаре. Огни погасли, группа ушла, но все знали, что это еще не конец.

image Click to view



Бисы

Бесы! Бесы в душе моей!
©Валерий Кипелов

Бисы продолжились эпикой, начавшейся где-то в районе "Jeremy": Эдька среагировал на плакат фанатки "PLEASE SIGN MY SHOE" и потребовал сабж на подпись. На сцену полетели два красных конверса, которые фронтмен так же технично закинул куда-то за Мэтта факин Кэмэрона. Но еще две бутылки вина спустя элемент гардероба вернулся на сцену, подписанный целой группой. Кинув его обратно адресату, Эдька сотоварищи присели на стульчики с акустиками и спели "Just Breathe" (под значительно смягчившееся световое оформление), после первого припева которой наш герой признался? что все еще думает о втором кеде. Что случилось собственно с оным, можно увидеть ниже:

image Click to view



Кстати, мне почему-то казалось, что подобные исполнения вполне в духе Веддера, а тут вот весь интернет гудит и полсотни тысяч просмотров уже. Ну разошелся Эдька, ну с кем не бывает) После сего дивного перфоманса группа неожиданно выдала чумовую версию "Oceans", а потом и вовсе заставила автора этих строк пустить первую за вечер слезу. Закончились "Океаны", Стоун расслабленно наигрывал какой-то соль-мажор, МакКриди стал менять акустику на страт, а Эдька заявил, что они сейчас сыграют... флойдовскую "Mother"! И на соляке меня просто разорвало, я не знал, что с собой делать, я просто понимал, что это - лучший концерт в моей жизни, и точка. Но на этом сюрпризы не закончились: не успели затихнуть клавишные коды кавера, как Эдька встал со стульчика, свет на сцене стал ярче, и он бросил в микрофон: "Это словно сказка, которую мать читала на ночь сыну...ванс апон э тайм...", и они заиграли чертову "Once"! Не знаю почему, но я ВООБЩЕ не ожидал ее услышать! Бодрячок продолжился кавером на Дэд Бойз, который даже многие подпевали (ваш покорный, увы, только припев) и обязательным окончанием второго биса в виде "Porch", который Эдька начал медленно и только под гитару, а закончил сами видите как:

image Click to view



Второй бис "джемы" играли при все более ярком освещении на сцене и в "зале", так что перед последним треком мы уже все видели друг дружку и проникались атмосферой всеобщего братства и гармонии...наверное, я написал это всерьез, честно. Откупорив очередную бутылку красного, Эдька что-то завел насчет кед, ботинок, каблуков, развития обувной промышленности...эволюции, в общем. Этот вечер уже успел меня несколько раз шокировать своими сюрпризами, так что я как-то уже подустал реагировать, просто наслаждался "Do the Evolution", следовавшей за ней "Better Man", превратившейся в почти десятиминутный джем, и гимнообразной "Alive", которую пел каждый человек на стадионе без исключения, даже гитарные техники и уборщицы, наверное. Ну все, думаю, щас балладку и спать - ан нет, МакКриди начинает играть кавер на The Who, который я не совсем идентифицировал, но понял. что именно он. Кавер заканчивается, Эдька говорит кучу приятностей в микрофон, Амент снимает с себя инструмент и подтягивает поближе upright bass...и пока я стараюсь поверить в увиденное, они начинают "Indifference", один из самых важных треков группы для автора этих строк. И вот тут я окончательно погиб, пустив слезу второй раз и подпевая песню все ее пять минут, до самого последнего "во-хо-хоуу". Эдька помахал рукой и пообещал всем вернуться (fun fact - они играли в Швеции ровно 21 год назад, день-в-день), и Pearl Jam ушли со сцены в третий и последний раз.

image Click to view



Сетлист - http://www.setlist.fm/setlist/pearl-jam/2014/friends-arena-solna-sweden-6bc1aa1e.html

pearl jam, 2014, волшебство, вживую

Previous post Next post
Up