Помимо неплохих свежих релизов год оказался богат на открытия, плюс сезонные приступы ностальгии то и дело заставляли меня включать тот или иной альбом. Когда-нибудь я сделаю пост о десятке-другом релизов, ставших моими любимыми несколько лет назад, сейчас же - двадцать наиболее часто прослушиваемых альбомов этого года (не считая релизов-2012) в хронологическом порядке, первая половина!
Van Der Graaf Generator - Still Life. 1976
Было б удивительно проникнутся
этим красавцем и не закотировать его последователя, писавшегося в то же время и в какой-то мере являющегося сиквелом “Godbluff”. Как это бывает с по-настоящему крутыми альбомами, въезжал я в него постепенно, сперва распробовав грустнейший одноименный трек и следующую за ним “La Rossa”, а уже потом были ночные подпевания кульминации “Childlike Faith” и припеву “Pilgrims”. Приджазованная ритм-секция, сумасшедший саксофон и клокочущий орган дают рока не хуже каких-нибудь прото-думстеров, а полные самокопания гигантские тексты Хэммила не так просто раскусить сходу. Сабж, кстати, является самым недавним моим приобретением на виниле…осталось только проигрыватель купить!
Swans - Filth. 1983
Поворачиваем регулятор мрака вправо до упора, а разнообразие музыкальной мысли опускаем ниже уровня CAN'овских однориффовых джемов, присыпав все это сверху еще более мизантропическими текстами - слушать на запредельной громкости! Это уже потом Джира научиться сносно петь и играть на гитаре, выкладывая свое темновнутри на небольшие блюдца порционно, а сейчас он опрокидывает на своих жертв ушаты черной энергии, выкрикивая лозунгообразные сентенции о власти ради власти. Есть много мрачной, атональной и агрессивной музыки, но ранние Swans в своем диком гипнотическом примитивизме стоят вне жанровой причастности, являясь прямым отображением 29 (на тот момент) лет джировского failure. 1983й год, я люблю тебя!
Marillion - Seasons End. 1989
А 1989й я люблю не меньше - сотни групп отчего-то активизировались и выдали кучу крутых релизов, и если кьюровский “Disintegration”, например, я отношу именно к Вечным фаворитам, то первый альбом Marillion с их новым (и бессменным по сей день) вокалистом я сперва попросту не воспринимал, а потом считал единственным стоящим у этих продавшихся нытиков. Однако свежий релиз ветеранов, восхитивший меня концентрацией интересных идей и просто приятных мелодий, разбудил интерес к этому периоду, и после DVD, посвященного первым годам Хогарта в группе, я полюбил этот материал всем сердцем. Композиции
”Easter” я посвятил отдельный пост еще 3 года назад, а сейчас готов накатать что-то подобное почти по каждому треку альбома! Особенно восхищает это сентиментальное, меланхоличное чувство чего-то безвозвратно утраченного, так четко выраженное в одноименной вещи и в эпичной “Berlin”. Жаль, они не играют эти треки почаще, иначе сорвался бы на концерт в какую-нибудь Польшу не раздумывая!
Drive Like Jehu - s/t. 1991
Вместо отдельного поста я решил ограничиться небольшим абзацем, однако это никоим образом не умаляет заслуг квартета из Сан-Диего. Подсев в свое время на максимально похожую на Nirvana вещь “If It Kills You”, я просто очумел от открывшегося мне мира, где нетривиальные музыкальные решения идут рука об руку с голым нервом и расклеенными эмоциями молодого организма. Да, я уже слышал At the Drive-In и даже Gospel, но легкое распиздяйство, присущее материалу Drive Like Jehu, хитовая непосредственность при всяких 7/8 в каждом втором треке, панк-роковый угар и их нежелание воскресать ради относительно легкой наживы (интересно, сколько в этом году заработали Refused?) подействовали просто очаровывающее. Критикэлли экклеймд “Yank Crime”, вышедший тремя годами позже, показался мне больше идущим от головы, чем от сердца, и поэтому безымянный дебютник остается моим фаворитом. Всем гуд лак ин джэйл, пацаны!
Rage Against The Machine - s/t. 1992
Все течет, все изменяется. Скажи мне кто года даже три назад…ладно, не буду. Лучше поздно, чем никогда: «рычагов» я закотировал прошлым летом, и год спустя случился неизбежный рецидив. Яростная чеканная читка де ля Роши, оказывается, идеально ложится на упругие качевые риффы, которым позавидовал бы сам Тони Йомми (да, я в своем уме)! При этом у меня даже не возникало поставить знак равенства между сабжем и более поздними рэпкоровыми командами, или, скажем, лимпбизкитами всякими, причем не столько благодаря роковому по сути материалу, сколько тусовке, в которой ребята варились: то с Адамом Джонсом на одной улице живут, то наших следующих героев в первом туре разогревают. Удивительно, как моя привыкшая к темновнутришным минорным похоронкам* натура так легко продалась ратмовскому груву; видимо, я впечатлился размахом композиторской мысли квартета, который на последующих альбомах, увы, редко перешагивал за 5-минутную отметку на песню. А какая у них ритм-секция!
* - между прочим, “Settle for Nothing” - одна из самых безысходных и пугающих песен, что я слышал
Pearl Jam - Vs. 1993
На данный момент доминирование этого альбома над культовым “Ten” в моем личном пантеоне мне кажется настолько привычным и логичным, что ту первую неделю, которую я не мог въехать в этот маленький шедевр, я попросту не помню. Зато помню, как увидел “Leash” на пинкпоповском видео и всерьез заинтересовался, что там у Перл Джем еще получилось хорошо кроме дебютника. Ну как можно не врубиться в пульсирующий ритм невротической “Go”, как не поддаться животному урагану “Animal”, как не замедитировать на психоделической “WMA”, как не превратиться в выплевывающего слово за словом Веддера на “Blood”, как не представить себя МакКриди на “Rearviewmirror”, как не пустить слезу на “Indifference”, в конце концов? Помню, после размеренной стадионности «Десятки» “Vs” мне показался каким-то панковским сырым подвальным бастардом, злым и грязным грызущим колючую проволоку псом, никак не овцой с обложки - и именно за все это я полюбил его уже неделю спустя. Да, было время, когда словно одержимый синдромом Туретта спящий по грузовикам Веддер совал на альбом только одну унылость типа “Elderly Woman”…а не пять-шесть подряд!
Paw - Dragline. 1993
déjà vu Tool - Undertow. 1993
Непросто писать о группе, которую в свое время записал в топ-3 своих любимейших. Еще более непросто писать о ее в целом незрелом дебюте, который я, тем не менее, слушал почти всю весну, с легким трепетом и удовлетворением выделяя для себя моменты, которые в дальнейшем станут определяющими в творчестве квартета. Неприглаженность и сыроватость, из-за которых я прежде обходил “Undertow” стороной, теперь стали его козырями: смотри, Tool все-таки живые люди, не полубоги, они когда-то писали мазафаку типа”Crawl Away” тоже искали и не сразу нашли. Планка при этом изначально поставлена высокая: риффы и структуры “Sober”, “Intolerance” и “Flood” сложно назвать элементарными, а первые четыре секунды одноименного трека я вообще считаю лучшим моментом на альбоме. Может это Синдром Невыходящего Нового Альбома Тул, из-за которого бросаешься на все, к чему приложили руку Мэйнард и Ко (а ты не оценил должным образом в свое время), но на “Undertow” есть что послушать, честное слово!
Soundgarden - Superunknown. 1994
Вот уж кого я пока не спешу записывать во впечатлившие открытия года (и, скорее всего, не запишу), так это последних в моей очереди на ознакомление из легендарной сиэттлской четверки. Вроде как и понятно все, и местами именно так, как вашему покорному нравится наиболее всего (“Fell On Black Days” и “4th of July” особенно), но уши Пейджа и Ко торчат ну уж слишком явно, плюс дурацкая привычка добить пяток хороших песен на альбоме десятком проходных…для камбэк-альбома, кстати, как мне показалось, они просто кинули этот десяток, забыв про хорошие вовсе. Тем не менее, вот он альбом в этом топе, да, я его гонял весь октябрь, и он мне доставил немало приятных минут. Завышенные ожидания? Метания от метала к поп-року, часто в рамках одной песни? Не моя мелодика? Шут его знает, но в общем Soundgarden мне пока нравятся меньше всего из сиэттлских столпов… но все еще нравятся!
Days of the New - s/t. 1997
déjà vu[2]