Впечатление...
Именно так переводиться французское слово "impression" от которого произошло название импрессионизм.
К чему это я? Просто 23 января 1832 года, в парижском квартале Сен-Жермен де Пре, в доме №5 по улице Бонапарта,
в семье главы Департамента юстиции и дочери дипломата родился Эдуард Мане.
Респектабельный буржуа в жизни, великий художник, бунтарь и революционер в искусстве,
Мане страстно желал официального признания и писал скандальные картины.
Подражал старым мастерам и был кумиром и объектом подражания бунтующей молодежи.
Моне, Сезан, Дега, Ренуар, все они считали, что именно Мане был той точкой опоры, опершись о которую, импрессионисты перевернули мир визуальных искусств.
Если до них считалось, что главное в изобразительном искусстве это сухая, академически правильная, передача СМЫСЛА,
то именно импрессионисты первыми поставили во главу угла impression - ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Обращаясь не к разуму, а к чувству, именно они заложили философскую основу всего современного искусства, и не только искусства.
Первой картиной Мане вызвавшей скандальный резонанс была выставленная в 1863 году картина "Завтрак на траве"
Что же так возмутило парижскую публику? Ведь обнаженное тело не являлось чем-то запретным и Мане далеко не первый кто писал Ню.
Да просто остальные художники придерживались академического канона и изображали Богинь, а не обыкновенных, живых женщин.
Мане же дерзнул и написал двух мужчин в обычной повседневной одежде и рядом с ними обнаженную женщину.
Глядя на картину не представляются райские кущи и аллегории.
Просто молодые, современные, раскрепощенные люди вышли на пикник...
Мне например картина напоминает фотографию, моментальный слепок времени.
Как будто кто-то поднял фотоаппарат и щелкнул. Нет правильности и занудства. все живо, естественно и мило))
Просто всмотритесь и вы все поймете сами)
Вторая, еще более скандальная, картина это - "Венера с котом".
Написав "Олимпию" (второе, более известное название картины) в том же 1863 году, Мане два года не выставлял ее.
И вот 1865 год, очередной Парижский Салон.
Публика штурмующая двери, военный караул возле картины, крики "Непристойность!", "Позор!", "Цинизм!".
"Олимпию" едва не разорвали на части.
Дирекция Салона вынуждена повесить ее высоко над дверью.
Что же такого написал Мане?
Вроде ничего особенного. Все тоже самое, что и на вдохновившей его "Венере Урбинской" Тициана.
Только кот вместо собачки и негритянка вместо служанок))
Но, вглядитесь внимательно.
На картине Тициана - Венера, богиня, а на картине Мане - обыкновенная молодая женщина.
Простое, немного усталое лицо с далеко не аристократическими чертами.
Бархотка, браслетик, бант.
Стоптанные домашние туфли.
Что позволено Венере, не позволено Олимпии.)))
Всмотритесь сами.
В выражение лиц.
В жесты.
В позы.
Всмотритесь.
И вы поймете и почувствуете волшебство Эдуарда Мане, великого художника донесшего до нас звуки, запахи, атмосферу Парижа конца 19 века.
Еще несколько картин Эдуарда Мане...