«Человек - свечка Божья! И мы должны стоять перед Ним и гореть, пока в огарок не превратимся!»
Эта книга такой большой пирог, к которому даже не знаешь с какой стороны подступиться. На первый взгляд этот жесткий роман о жестоких 90-х. и большая иллюстрация к народной поговорке «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Если же присмотреться, то можно увидеть, что он о России в целом в не зависимости от временных рамок, хотя все приметы 90-х очень хорошо узнаваемы. Девяностые это лишь фон для рассказа о Человеке.
Роман очень хороший и мог бы стать идеальным, если бы не несколько но. Основная претензия к роману это повторы, длинноты, многословие, бесконечные отступления от главной линии. Это своеобразный триумф количества, которое согласно всем известному закону Гегеля неизбежно перешло в качество. Автор стилистически избыточен, хотя стилистические различия разных частей романа порой интересны и даже в плюс, если читать роман непрерывно. Если же сделать паузу и вернуться к чтению спустя некоторое время то можно выпасть из читательского тонуса, который уже был задан определенным стилем повествования. Непрерывно на одном дыхании прочитать два тома может только очень выносливый марафонец. Стилистическим разнообразием автор, словно продемонстрировал свои литературные мускулы, желая показать, что он и так и вот так умеет.
По завершении второго тома у меня по аналогии с писательской вертячкой началась читательская вертячка. Первый том был, прочитал мгновенно в азарте бешеного энтузиазма. На втором я споткнулся, и началась вертячка. Это связано не только с многословием, но с крайней мрачностью и обреченностью повествования. Автор, заполнив дерьмом все окружающее пространство под конец все же дал лучик надежды в виде маленький плота семейного счастья в безбрежном море пессимизма. Это не могло бы не радовать, если бы не было так похоже на бегство от реальности. Дауншифтинг главного героя предложенный автором в качестве альтернативы «большой» реальной жестокой жизни выглядит все же, как поражение.
Мне кажется, автору очень хотелось, чтобы ему возразили на его пессимизм, но как возразишь 1600 страничному монстру?
Из всего вышесказанного может создаться впечатление, что мне не понравилась эта книга, это не так. Книга мне понравилась. Она эмоциональна в ней не всегда и не все можно стопроцентно вербализировать. В ней важен уровень эмоций и ощущений.
В романе много букв о церкви и религии и если о первом больше критики чего только стоит ООО «отпущение грехов», то о втором предельно осторожно, бережно, интеллигентно. Можно сказать, что религией пропитана вся книга и даже не религией как таковой, а верой. Верой в первую очередь в человека, сотворенного по образу и подобию.
Могу поработать сивиллой и предсказать, что этот роман не будет бешено популярен в широких массах в первую очередь, потому что в нем мало позитива. Зачем читать про все это дерьмо спросите вы, если с ним, и так каждый день приходится сталкиваться в реальности? Я не знаю, но есть дерьмо, а есть навоз на котором способно вырасти что-то очень хорошее и большое.
Хочется закончить тремя цитатами из романа. Если они кому придутся по душе, то роман следует читать обязательно, в другом случае лучше воздержаться.
«... канавы с грязной мертвой водой, синтетический мусор, непролазная грязь, серое небо, серая земля, серые березы, серая тоска и - ни души».
«Это проклятая земля, на которой никогда ничего живого не вырастет! Это проклятая страна, где никогда не будет нормальной человеческой жизни! Это пустыня - Рашка, здесь выживают только пресмыкающиеся».
«Боже, как печальна наша Россия!» - нет, это уже не печаль, это смертная тоска, конец ...».