Халлдор Лакснесс - «Самостоятельные люди»

Jun 19, 2015 08:00

«Работай, работай, работай:
Ты будешь с уродским горбом
За долгой и честной работой,
За долгим и честным трудом».
Александр Блок

Гвозди бы делать из этих людей,
Не было б в мире прочнее гвоздей!
«Баллада о гвоздях» Николай Тихонов.

Read more... )

Нобелевский лауреат, Европа, Иностранная литература, литклуб, Путешествия

Leave a comment

lerchanskii June 19 2015, 06:45:47 UTC
Андрей, спасибо за рецензию! Интересно было узнать, что ты был в Исландии. Я тоже очень хочу туда съездить, правда холод меня несколько пугает.
Ты в своей рецензии полностью опустил тему взаимоотношений Бьяртура с со своей семьей, в частности, с детьми, а ведь она весьма интересна. Лично мне не очень понятно, как может сочетаться в одном человеке нежность по отношению к овцам, и такая жестокость к своей семье. И ведь нельзя сказать, что он их не любил, Бьяртур печалился по первой жене и радовался, что догадался с ней попрощаться. А Ауста вообще была для него самым любимым человеком в жизни. (Допустим, что вторую жену он уморил по глупости и упрямству).
Тогда почему первую жену он погубил, да и дочь фактически тоже? Ведь на последних страницах книги Фаусте всего немного за двадцать, а она уже тяжело больна, и скорее всего, скоро умрет.

Reply

profi30 June 19 2015, 07:55:25 UTC
там не так уж и холодно, был в конце сезона - первая половина сентября, средняя температура держалась на уровне 10-12 градусов, а летом там вообще жара)))
Его взаимоотношения со своей семье я охарактеризовал цитатой «То, что человек ищет в человеке, он находит в глазах собаки»)))
Наверное проявление чувств к родным для него было равносильно слабости, а это было несовместимо с его самостоятельностью.

Reply

lerchanskii June 19 2015, 10:28:11 UTC
10-12 градусов это холодно для меня, у нас такая зима)) надо летом ехать значит.
Проявление чувств понятно, признак слабости, ну а гнобление родных это что? Признак силы??
Не хотела бы я иметь такого мужа или отца, как Бьяртур.

Reply

profi30 June 19 2015, 13:33:48 UTC
По этому поводу, вот какие соображения.
Я бы не назвал его жестоким, он ведь не получал удовольствия от своего действия или бездействия. Его можно обвинить в невнимательности, сухости, даже скаредности, но он не жесток. Он жесток, не более чем жестока природа, он же эпический персонаж.
Обе его жены били, навязаны ему, и брак был не по любви, а по необходимости, причем в этой необходимости со стороны Бьяртура было больше формального, он бы и без жены прекрасно обошелся. Дети это его плоть и кровь, он себя не щадит соответственно плоть от плоти он тоже не намерен щадить. С приемной дочерью все сложней, здесь действительно любовь и ревность и в конечном итоге прощение.

Reply

lerchanskii June 19 2015, 14:28:17 UTC
А я не уверена, что Ауста не родная дочь Бьяртура. Как-то это не вполне очевидно.
Ну а до ее 15 лет он был уверен, что она его дочь. Прощение запоздало, мне кажется, Ауста скоро умрет.

Reply

bukvoedka June 19 2015, 14:42:48 UTC
К Аусте он относился не как к дочери, а как к женщине.

Мне очевидно, что не родная. На протяжении всего текста есть разные намеки на это обстоятельство.

Reply

bukvoedka June 19 2015, 14:31:27 UTC
"Лично мне не очень понятно, как может сочетаться в одном человеке нежность по отношению к овцам, и такая жестокость к своей семье".

Бьяртут не ощущал и не понимал, что проявляет жестокость к близким. Он от них ждал и требовал того же, что и от себя. Мерил по себе. Ему не нужны молоко и соотственно корова, поэтому, например, он не понимал, зачем они нужны его семье.
Он еще и считал, что ему не повезло с женами: со слабым здоровьем были.

Reply

lerchanskii June 20 2015, 08:12:21 UTC
Да, понятно, что у героя очень низкий уровень эмпатии, но тяжело поверить, что настолько.
Ему не было понятно, что нельзя оставлять беременную женщину накануне родов без помощи?
Почему-то чтобы выращивать овец, у него соображения хватало, а люди должны были расти как трава.

Reply

bukvoedka June 20 2015, 14:29:49 UTC
Трудно поверить, но да, такой низкий уровень эмпатии. Я его не защищаю, но он вот такой...
Кстати, мы не может сказать, что он бы обязательно спас первую жену от смерти, если был бы рядом.

Reply

lerchanskii June 20 2015, 17:29:24 UTC
Ну и в больницах людей не всегда спасают, но шанс-то был бы. Да и этот поступок много говорит о герое, даже слишком много(

Reply

bukvoedka June 20 2015, 17:43:49 UTC
Бьяртура и его семью трудно представить в больницах. Какое-то естественное выживание, человек против суровой природы. Его жён и детей, у которых и детства-то нет, очень жалко.

Reply

lerchanskii June 20 2015, 17:58:47 UTC
Ну да, я о том, что если бы Бьяртур остался, то у его жены был бы шанс выжить.
Да, всех членов его семьи очень жалко. Получается, что из всех его детей только у Нонни есть будущее.

Reply


Leave a comment

Up