Томас Манн - «Королевское высочество»

Apr 14, 2015 08:00


Всегда есть соблазн свести то или иное литературное произведение к биографии автора, и он становится непреодолимым, когда имеешь дело с творчеством Томаса Манна, который считается, наверное, одним из самых автобиографических писателей. Материал для своих произведений он, как правило, берет непосредственно из личной жизни, наделяя своих героев собственными размышлениями и чувствами. Конечно же, в переложении на бумагу они приобретают  сверхличностный характер, и это именно тот случай, когда можно и нужно соотносить персонажа и автора.

«Королевское высочество» - аллегорический роман-сказка с happy end-ом первое крупное произведение написанное после Будденброков. Эта работа выглядит откровенно слабой после знаменитой саги и заметно уступает в сравнении со всем последующим творчеством автора. В нем как ни в одном другом произведении сильна биографическая подоплека (женитьба, отношения с братом и неожиданно свалившаяся на него популярность). Девушка, возлюбленная главного героя один в один, выписана с Кати Прингсгейм жены писателя, а взаимоотношения принца Клауса с великим герцогом Альбрехтом отражают отношения между Томасом и его старшим братом Генрихом Манном.

Основная тема романа проблема - «художник и бюргер». Молодой Томас Манн анализирует писательство как профессию и человека в роли писателя. Этот вопрос крайне серьезно занимал писателя в начале творческого пути. Он испытывал чувство неприкаянности из-за того, что он не такой как все, не банкир, не юрист, не госслужащий, а занимается сочинительством. Манн всегда был фигурой отстраненной от быта, он был замкнут в сфере своего творчества, к которому его безудержно тянуло, но в то же самое время он сомневался в нем как в серьезной профессии. Он чувствовал потребность заняться общественно значимыми вопросами, избавиться от чувства бессодержательности и абстрактности собственной жизни. Он подыскивал ключи к тому, как это осуществить в литературе.

«Кто такой поэт? Тот, чья жизнь - символ. Я свято верю, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество, и без этой веры я бы отказался от всякого творчества».

Вот эти сомнения и искания послужили толчком к написанию романа, в котором в качестве своих прототипов он выписал принца Клауса-Генриха и доктора Юбербейна. Принц оторван от реальной жизни, он живет вне общества, но притворяется его членом. Все окружающее его бытие это фасад, в котором он является ключевым элементом. По сути, он ничем не занимается кроме как преподнесением своей персоны окружающим людям. Доктор Юбербейн много и тяжело трудится, но не видит желаемых результатов своих усилий. Так же и Томас Манн много трудится, хочет, но пока не видит в своем труде социальной пользы, а когда получает почести и славу считает её незаслуженной.

Хотя вот как сам автор раскрывает замысел сочинения «... в этом романе символически изображен кризис индивидуализма, который мы сейчас переживаем, внутренний поворот к … коллективу, к общению, к любви ...». Согласен и с этим вариантом, он не противоречит моей биографической версии.

Нобелевский лауреат, Иностранная литература, Мастера немецкоязычной прозы, Томас Манн

Previous post Next post
Up