Кнут Гамсун - «Странник играет под сурдинку» и «Под осенней звездой». Два этих небольших произведения написаны с интервалом всего в три года и объединены общим персонажем. Мне встречалась непроверенная информация, что вместе с романом «Последняя отрада» они составляют трилогию «Странник». Немного удивительно, но общий персонаж это Кнут Педерсен т.е. формально сам автор. Спустя 14 лет после Пана он вновь высевает интеллигента на лоно природы, на сей раз не для того, чтобы он схлестнулся со стихией всепоглощающей страсти, хотя страсть тоже присутствует, а более, для того чтобы противопоставить городской жизни неправильной по определению идиллию природы. Во главе угла стоит радость простого физического труда, и стремление к опрощению. Кнут Гамсун превосходный стилист и так вкусно выводит апологию труда, что после чтения так и хочется забить гвоздь или посадить дерево.
В романе очередной раз продемонстрирована так называемая «гамсуновскую любовь». С одного взгляда, с одного слова, с полуоборота, и до умопомрачения. Но на сей раз, стихия природы гасит стихию страсти, растворяет её в пейзаже. Человек животное социальное и поэтому даже при малейшем столкновении с себе подобными в нем неминуемо вспыхивает страсть, всепоглощающая и разрушительная спасение от которой только в природе. Именно поэтому «гамсуновский герой» вечный странник, борющийся со своими страстями и ни где по долгу не задерживающийся. Лишь только получив очередную дозу обжигающих душу эмоций, он сразу же срывается с места и устремляется за поиском душевной гармонии.
В отношениях капитана Фалькенберга и его жены есть нечто сходное с отношениями Глана и Эдварды, если представить себе историю, что они в свое не оттолкнулись как два однонаправленных заряда, а поженились.