послесловие

Apr 16, 2014 15:20


Два романа прочитанные чередой друг за другом (Гальего Рубен - «Белое на черном» и Дэниел Киз - «Цветы для Элджернона») запустили целый каскад обсессивных размышлений на тему людей с ограниченными возможностями, в том числе с задержкой в развитии. При чтении было сложно полностью абстрагироваться от медицинских аспектов проблемы.

Так вот, кто ни разу не был в специализированном интернате (в романе Дэниеля Киза прототипом служит Уоррен; у Гальего Рубен весь мир спец. интернат), тот не сможет даже приблизительно себе представить, что это такое.

Подобные заведения не редкость, вы можете каждый день ходить вдоль забора и не знать, что за ним находятся изолированные от мира люди. Как только вы туда заходите, тут же невесть откуда выбегают дети - кто с соплей под носом, кто с бессмысленно открытым ртом, кто с заячьей губой, и еще множество самых разных, которых и вообразить себе сложно. Они окружают тебя кольцом, задирают головы, мычат и домогаются любви (вот именно в этом аспекте Дэниел Киз был абсолютно прав). Все они практически на одно лицо, и мы для них: если женщины - то мамы, если мужчины - то папы. Руки в синяках, головы обриты, те, кто старенькие уже холеные, розовощекие, с брюшком, улыбаются с намеком на узнавание, новенькие - худые, в глазах затравленный взгляд. Оглушенные психотропными препаратами послушно сидят на стульчиках вдоль стен и равномерно, словно маятники раскачиваются взад и вперед, этому занятию они могут предаваться до бесконечности.

Многие детишки ходят самостоятельно, некоторым нужны специальные ортопедические приспособления, «тяжелых» возят в колясках. Самый ад в палатах для лежачих. Густой запах мочи и кала, непрекращающееся мычание и крики и пр. вещи, которые невозможно описать по этическим соображениям. Если не кричит то лежит и смотрит, замерев в немом крике, что еще хуже. Нянечки ничего этого уже не замечают, привыкли. Уже с порога хочется выбежать из палаты и никогда сюда не возвращаться. Каждый раз после такой работы необходимо выпить, к моему счастью подобное бывает не очень часто. Для постоянной работы в подобном месте необходим определенный склад характера, случайные люди в таких местах долго не задерживаются.

У кого-то из них нет родителей, от большинства отказались. Мне сложно их в этом винить, подобный ребенок испытание и ни каждый может его выдержать.

Сейчас уже многое изменилось со времени, которое описывает в своем романе Гальего Рубен, по крайней мере, хочется в это верить.

Мизантропическое, Литература

Previous post Next post
Up