«Чёрная книга» - типичный постмодернизм с восточным колоритом. Турецкий Улисс бродит по кривым улицам Стамбула в поисках собственной личности. Он вышагивает квартал за кварталом османского прошлого и современного Стамбула в поисках турецкой национальной самоидентичности.
Сюжет в романе четко не обозначен, по жанру он ближе всего к детективу. Книга нашпигована метафизическими аллегориями и метафорами. Читается трудно, но от этого не менее интересно.
Кто мы совокупность знаний и умений, роботы, копирующие действия и поступки других или мы личности способные к индивидуальному творчеству? Как понять где, как и когда мы становимся сами собой, когда мы это я и когда комплекс стереотипного поведения принятый в обществе, где мы живем? Как найти свою индивидуальность и как ее не потерять? Все наши чувства мысли слова это многократное повторение уже ранее прочувствованного, осмысленного и сказанного. В чем смысл нашей жизни? В повторении? Перед этими всеми вопросами автор ставит своего героя и читателя и сам он я уверен, не знает на них ответы.
«Черная книга» дает начало многим последующим произведениям автора и поэтому перекликается с ними. В романах «Новая жизнь», «Снег» и «Музей невинности» получили развитие многие мимолетные идеи, заложенные ранее как мины замедленного действия. Все романы Орхана Памука прочитанные мною ранее перекликаются друг с другом и тем самым взаимно обогащают друг друга. Спустя время мне даже более понятна на первый взгляд абсолютно бессмысленная «Новая жизнь».
На страницах романа автор создал совершенно новый мир, специфический мир, турецкий мир. Если честно то мне малоинтересна Турция сама по себе, но в изложении Орхана Памука она расцветает небывалыми красками, приобретая особенную прелесть и самобытность. Интересно все. Люди, обычаи, архитектура, история и все остальное, о чем с большой любовью пишет автор. Турция и все турецкое преображается, самое незначительное и невзрачно друг становиться ярким и выходит за рамки местечковости, приобретая общечеловеческий масштаб. Проблемы турецких обывателей становятся общеевропейскими, российскими и пр., исчезает национальная граница.
Просто поразительно, на сколько турецкая жизнь, описанная Орханом Памуком напоминает российскую действительность 90-х годов. Я не знаю, когда Турция открыла свой «железный» занавес и впустила в себя блага западной цивилизации, это и не важно, но, на сколько же все совпадает вплоть до мелочей. Экономический и политический кризис, государственные перевороты, демпинговый импорт, засилье Голливуда и зарубежной эстрады, совпадают даже модные сумки из полиэтилена появившиеся у нас в 90-е годы. Но за всем этим проглядывают мелкие национальные особенности, традиции и привычки которые так дороги автору.