Федор Успенский «История Византийской империи» том 2 (отдел V Период Македонской династии (867-1057), VI Комнины, VII Расчленение империи, VIII Ласкари и Палеологи).
Да, это чтение было долгим утомительным, но от этого не менее интересным и познавательным. Правящие династии сменялись одна за другой, императоры мелькали со скоростью переворачивания страниц. Одни и те же события повторялись вновь и вновь из века в век, словно по спирали. Одно столетие сменялось другим, казалось, что империя будет стоять вечно, но постепенно со временем ее территория уменьшалась, сморщиваясь на глобусе, пока не усохла до крохотной точки - крепостных стен города Константинополя.
Ранее я представлял себе, что цветущую Византию растоптали и уничтожили дикие племена османских варваров и алчные короли запада. На самом же деле все оказалось совсем не так. Османы, долго присматриваясь, взяли то, что плохо лежало и уже веками разлагалось. Не взять Константинополь в середине XV века мог только очень глупый и ленивый народ. Османская империя территориальная преемница Византии, как ни странно не была главным виновником ее разрушения. Византийская империя разрушила сама себя в первую очередь непрекращающимися междоусобицами многочисленных претендентов на власть на фоне создания и укрепления по всей Европе национальных государств.
Переломным моментом в судьбе Византии стал период поворота в политической и экономической жизни империи на запад, когда все взоры политических и экономических лидеров устремились на латинские страны.
Начиная с XIII века, Византия уже не могла предложить новых идей, чтобы удержать за собой огромные многонациональные территории, кроме как сконцентрироваться на формировании национального государства может быть даже и ценой территориальных потерь. Государства фундаментом которого явилось бы православие и эллинизм. И по началу у них это не плохо получалось, последний недолгий расцвет Византийской империи пришелся на период активизации эллинского элемента в жизни страны, но недальновидные политики сделали ставку на запад (на латинство) не учли опасность, исходившую от мусульманского востока, и горько за это поплатились. Сегодня Византийская империя существует только в истории и небольшими кусочками рассеяна по музеям всего мира.
Византия чем-то мне напоминает СССР, и даже в современной России сохраняются некоторые общие черты с погибшей империей.
- интересно все, что связано с крестовыми походами и образованием в Малой Азии христианских государств: Княжество Антиохия, Эдесское графство, Графство Триполи, Иерусалимское королевство.
- черной дырой моего кругозора был период латинского влияния после падения Константинополя в ходе IV крестового похода в 1204 году, после которого на территории балканского полуострова образовались новые государства латинские: Ахейское княжество (Морея), Афинское герцогство, Латинская империя и др., и греческие государства: Никейская и Трапезундская империя, Эпирское царство. Безумно интересно, но и безумно запутанно.
- для меня были новостью многократные церковные унии римско-католической церкви с православной, начиная с XIII века.
- удивляет кровожадность, и однообразие наказаний того времени, по любому поводу самым излюбленным средством являлось ослепление.
- еще одним открытием стал исихазм - древняя традиция духовной практики монашеского аскетизма также называемая афонским мистицизмом, а ее приверженцы получали погоняло «пупо-душные молельщики». Вот как описывает эту духовную практику Успенский «затворившись в келье и затаив дыхание, устремив взор на сердце или даже на собственный пуп, молчальник-исихаст должен был повторять про себя «Господи, помилуй», пока не почувствует бесконечное наслаждение. Все это, конечно, была лишь практика, над которой стояла теория спасения созерцанием по учению святых отцов; но практика факирская, занесенная из Индии, быстро приобретшая приверженцев среди монашества …» «… жажда приблизить к себе потусторонний мир, переплести его с личной жизнью, достигнуть непосредственного восприятия таинственной благодати».
- славяне. Автор описывает становление и развитие славянских государств, таких как Болгария, Сербия и др. через призму череды злонамеренных и планомерных несчастий, которые обрушивал на них «госдеп» (латинские страны) из своей природной подлости и «все в белом» единоверцы из Византии исключительно по незнанию и глупости.
- Русь. Скудно описаны взаимоотношения Киевской, а потом и Удельной Руси с Византией. Подробно затронуты лишь события предшествующие крещению Руси. Как ни странно, но неоднократно подчеркнута отрицательная роль Святослава в судьбе Болгарского царства. От русского писателя историка я ожидал более подробного анализа культурного и религиозного взаимопроникновения.