В романе описана библейско-иудейская легенда об Иосифе и его братьях точнее лишь эпизод из эпоса несравненно больших размеров. Я уверен, что эта скучная как репортаж легенда из «Книги Бытия» известна очень многим. Про роман Манна можно сказать, что он написан ученым раввином, настолько он глубок, но в отличие от легенды яркий сочный и многогранный. В пересказе Манном ветхого завета напрашивается сравнение с Иосифом Флавием и его Иудейскими древностями. На сколько сочно и красочно это делает первый на столько же сухо и схематично это делает второй. Манн начинает издалека, но емко касается персонажей только патриархального периода библейской истории, т.е. Авраама, Исаак, Иакова и естественно Иосифа. Манн, отправляя читателя в глубины прошлого, описал все до мелочей. К старой легенде Манн добавил множество подробностей и убедительных объяснений, которые не противоречат фактам, а логически их дополняют. Манн предложил свою версию того, как все происходило. Он наглядно показал как в патриархальный период из сиро-финикийских, египетских божеств, шумеро-аккадской и пр. мифологии сформировалось одно из первых монотеистических учений - иудаизм. Как он, начиная с Авраама, улучшалось, доводилось до совершенства. Логично предположить, что роман написан о евреях или для евреев? Это не так, т.е. совсем не так. Есть только механизм формирования монотеизма как такового без акцента на иудаизме как таковом.
Не случайно и в самой легенде и в романе огромное место уделяется Египту и правящему в то время фараону Аменхотепу IV более известному под именем Эхнатонил или муж Нефертити. По менее известной теории Зигмунда Фрейда, чем теория психоанализа одним из приверженцев религии Эхнатона был не кто-нибудь, а Моисей (по одной из версий внук Иосифа), а иудаизм это результат объединения эхнатонова атонизма и сформированной патриархами религии древних евреев. Одним словом культ Атона в Египте как результат религиозной теории Эхнатона предвосхитил будущую христианскую религию.
Главу «Иосиф в Египте» Манн написал, будучи сам в вынужденной эмиграции (изгнании) в Швейцарии может быть, поэтому она особенно ему удалась. «Иосиф кормилец» писалась уже в Америке (Калифорния) и поэтому уже менее эмоциональна.
Роман, писавшийся 15 лет, был прочитан за 15 дней. Пятнадцать дней наполненных интересным досугом.