Штурманские и летные аксесуары. Навигационные линейки НЛ-8 и НЛ-10. Или случайная находка...

Oct 25, 2014 17:52

Совершенно случайно, разбирая старые вещи, я наткнулся на свои штурманские линейки, планшет и "былые "заслуги.
Казалось бы, что в этом необычного? Но подержав их в руках сразу вспомнилось многое....

"...Навигационная счетная линейка НЛ-10 предназначена для выполнения необходимых расчетов в полете и на земле при подготовке к полету. Она обладает рядом достоинств. При сравнительно небольших габаритах счетная линейка позволяет довольно просто и с достаточной для практических вычислений точностью решать большинство задач по самолетовождению, бомбометанию, воздушной стрельбе и т. д.
Впервые навигационная счетная линейка с прямолинейными шкалами была предложена в 1923 году советским конструктором В. Г. Немчиновым. В 1927 году штурманом ВВС Черноморского Флота Л. С. Поповым была сконструирована первая универсальная навигационная счетная линейка, которая позволяла уже производить расчеты с учетом методических ошибок барометрических высотомеров и аэродинамических указателей скорости.
В связи с совершенствованием средств самолетовождения эта линейка значительно изменялась и имела различные модификации. По настоящее время она остается необходимым счетным инструментом штурманов и летчиков и служит для вычислений навигационных элементов полета.




Выдавали их всем пилотам и штурманам-соответственно! Но там где не было штурмана-был пилот. Точнее второй пилот- тот же штурман! И первой моей линейкой был подарок старого летчика, Кондакова Владимира Ивановича, почти трофейной линейки НЛ-8, 1947 года выпуска. Ну во всяком случае на ней так написано.



Так и пошло. Пока не выдали линейку как всем, я пользовался этой. Маленькая, удобная, везде влазит... Она мне так полюбилась, что практически всегда была в моём рабочем портфеле. А ещё, она приносила удачу! И стала своеобразным талисманом. Буквально через пару тройку месяцев, мне выдали обычную НЛ-10. Она была, конечно более совершенна и удобна в расчетах, но со старой-НЛ-8 я никогда не расставался и всегда возил её с собой. Особым шиком, у нас считалось умение, посчитать свою зарплату на линейке. На НЛ-10, я умудрялся сделать расчеты с точностью до 3-4 рублей...Ну видимо чего-то не учел. А так получалось.
Так же нам выдвавли офицерскую линейку, пользоваться которой было ну просто "клево".



После того как я получил новую линейку, для удобства, на футляре нанес самые нужные ключи, которыми приходилось пользоваться в полёте и при подготовке к полёту. Доставать блокнот было долго и неудобно. А здесь все под рукой. Потрепанный чехол и до сих пор служит хорошей шпаргалкой.



Фото заслуг перед "Отечеством" Медальку вот так и не дали....


А вот все виды серийных аэронавигационных линеек довоенного и военного времени.
Сверху вниз: Н.Л.З. (год выпуска не указан), НЛ-7 (1937 г.), НЛ-7-II (1941 г.), НЛ-8 (1944 г.)
Первая серийная аэронавигационная линейка выпускалась под маркой Н.Л.З. и в литературе того времени называлась «особой счетной линейкой Научно-испытательного института». Принципиальное ее отличие от всех последующих моделей - отсутствие шкалы синусов на движке. В ту пору основным инстументом штурманских расчетов в отечественной авиации служил ветрочет. Навигационная линейка рассматривалась лишь как вспомогательное средство.
«В настоящее время летчику еще не предъявляется требование иметь навыки в работе с навигационной линейкой, но в некоторых случаях для летчика потребность в этом все же встречается, а поэтому полезно и умение решать некоторые задачи на этой линейке». (цитата по С. Горбунов «Навигация летчика», Москва, 1932 г.)
Но очень скоро ситуация кардинальным образом изменилась. С появлением во второй половине 1930-х годов линейки НЛ-7 ее стали очень широко использовать для арифметических, штурманских, бомбардировочных расчетов и расчетов по аэрофотосъемке.
«Аэронавигационная линейка является неотъемлимой частью штурманского оборудования самолетов. Ни один полет, а тем более по специальным заданиям, не может быть произведен без расчетов по линейке» (цитата по М.Н. Никольский, В.Я. Блинов «Аэронавигационная линейка», Москва, 1939 г.)



несколько фото взято с сайта sammler.ru у cloudy-joe, да не будет на меня коллега в обиде.


На сегодня многие летчики используют часы, со шкалами навигационной линейки. Но как ими пользоваться-ума не приложу. Хотя если постараться....



А это буржуйская навигационная линейка. Похожа на нашу военную линейку, для военных летчиков.
Сложного ничего нет. Просто надо привыкнуть, поюзать, как сейчас говорят, и все ОК!


...."
Еще один антиквариат-костюм летчика. Примерно послевоенного времени. Замки на куртке и брюках, были такими, что могут служить и сейчас. Кожанная куртка и брюки под унты. Это использовалось не для красоты, а в целях безопасности. В случае неисправности двигателя, расположенного как правило спереди, очень часто топливо или масло, попадало на пилота, и он просто сгорал. Так вот, кожанный костюм как-то предохранял от всего этого, а мех служил утеплителем.

Вот такие вот дела. С ув. Vladimir Karasov
Previous post Next post
Up