Парочка заслуживавших внимание (в разной степени и по разным причинам) материалов, выдернутых из сети.
1.
Интересная публикация. Разбор разных сценариев недалекого будущего - без истерик и идеологического кретинизма.
2.
Неинтерсная публикация. Мысль о том, что национальные государства начнут усиливаться - не новая и, скорее всего - разумная. Всё
(
Read more... )
Насчет Тайваня. Это таки не совсем то, что на Западе в западном политологическом дискурсе приятно считать "демократией". Тайвань - успешная меритократия с сильной властью и сложными отношениями с материковым коммунистическим Китаем. И, самое главное - они китайцы. Вот тут все сравнения дурочки Тамир моментально проявляются как неадекватные. Я побывал во всех четырех Китаях (а в мэйнлэнде и Гонконге - по многу раз), поэтому имею возможность сравнивать.
2. Я не думаю, что Глуховский ставил целью преуменьшить значение пандемии. Он выступает против преувеличения этого значения в масштабах будущего человечества. Когда все кончится, система быстро отрабатывает назад, потом начнут анализировать уроки, потом -снова назад и т.д. Точного повторения быть не может, как нельзя дважды войти в одну реку. Но и резких движений не будет. ООН не исчезнет. ЕС - тоже. Изменятся отношения внутри структур, изменятся некоторые приоритеты. Нестабильные страны станут еще нестабильнее, оcoбенно Сев. Нигерия (ну, там и без "короны" все к тому шло). Очень много начнут говорить про Китай. В основном - сущие глупости. Ну и т.д.
Reply
(Четвёртый Китай - это Макао или Сингапур?)
Я бы не говорил настолько уверенно про ЕС. Новый кризис государственного долга, подобный греческому, может похоронить еврозону быстрее, чем кажется. Сильно ослабевший ЕС без еврозоны, с отменёнными либо пересмотренными миграционными договорённостями из уникальной структуры превратится обратно в европейское экономическое сообщество, в одну из множества региональных организаций.
А ООН вполне может ждать примерно то же будущее, что и СНГ - некогда важной структуры, про которую все забыли.
За сущими глупостями, которые говорят про Китай, стоит важный процесс роста напряжённости между США (и их союзниками) с одной стороны и Китаем с другой стороны. Он, конечно, начался вне всякой связи с эпидемией, но, кажется, эпидемия заметно его ускорила.
Россия - это только одна из особо уязвимых стран. Со своей спецификой в виде теряющего последние остатки адекватности вождя, но всё же. Падение цен на нефть и вообще на ресурсы + падение западного туризма + затруднение эмиграции на Запад + падение денежных переводов из стран Запада оставшимся дома родственникам означает шок буквально по всем фронтам для очень многих государств Ближнего Востока и Африки. Можно, конечно, сказать, что они с самого начала были в уязвимом положении, и что вопрос был лишь в том, что и когда вызовет кризис, но тем не менее ситуация в этих странах серьёзно изменится.
Reply
2. Это, простите, когда это СНГ была "важной структурой"? Сравнение с ООН доставляет.
3. Для failed states ничего не изменится. Они так и останутся failed states. Нужные только для того, чтобы их немножко пограбить. C'est la vie. Плакать не стану.
Reply
2. СНГ была очень важной структурой на региональном уровне в первые годы после распада СССР. Когда новообразованные государства ещё не выполняли самостоятельно всех функций, которые традиционно относят к функциям независимого государства. А многие важнейшие ведомства из общесоюзных на какой-то промежуток времени остались под управлением СНГ. Напомню, что какое-то время после распада СССР рубль оставался общей валютой, железные дороги в республиках продолжали управляться из Москвы, размещённые в республиках армии ещё непонятно кому подчинялись, то ли центральным, а теперь уже российским, то ли местным властям, национальные паспорта и зафиксированное в документах гражданство одного из независимых государств тоже не на следующий день появилось, как и размеченная на земле госграница. И т.д.
Глобальной роли, как у ООН, у СНГ, конечно никогда не было. СНГ это просто пример международной организации, которая когда-то играла важную роль, но с течением времени потеряла своё значение целиком и полностью и какое-то время существует вообще без всякой цели и смысла. ООН не потеряет своего значения целиком и полностью, но будет продолжать его терять.
3. Это государства, из которых десятки или даже сотни миллионов людей, по большей части малообразованных, многие из них с весьма специфической культурой, очень сильно хотят эмигрировать. И после всего происходящего желание эмигрировать только усилится, как и увеличится количество желающих. Ну и увеличится количество попадающих под принятые на Западе формальные критерии беженца.
А на счёт failed state, то это зависит от определения. Можно вообще про почти весь Ближний Восток сказать, что всё постколониальное время это был failed state. Но если подходить к определению формально, то failed state - это ситуация, при которой центральная власть де-факто не может контролировать значительную часть территории страны. Вот Ливия, в этом смысле не была failed state при Каддафи, но стала таковой после его свержения. В этом смысле количество рухнувших государств увеличится - ряд стран, где худо-бедно поддерживался гражданский мир, развалится на анклавы, контролируемые разного рода вооружёнными отрядами.
Reply
Во-первых это было очень короткое время. Во-вторых - они и тогда работлао очень плохо. Все держалось на человеческих и административных связях между конкретными организациями. Никакой целенаправленной роли СНГ не играло. Система автоматически конфигурировалась для оптимизации потерь. С самого начала. Лэйбл СНГ - это был фиговый листок тогдашней "руки Москвы". Ну т.е. НИКАКОЙ аналогии с ООН.
3. failed state - это ситуация, при которой центральная власть де-факто не может контролировать значительную часть территории страны.
Это очень узкое определение. Failed state - это государство, которое существует только для себя и своей банды.
Reply
P.S. Да, в общепринятом смысле Россия не является failed state на настоящий момент. Она, конечно, скоро до этого состояния дойдёт.
Reply
Позволю себе возразить. Разнообразные индексы "недоделанных" государств почти всегда включают в себя Сев. Корею и, скажем, Нигерию и Венесуэлу. И, довольно часто - Бразилию. Так вот, по0моему если говорить о названных Вами функциях государства, с такой "первоочередной" функцией, как насилие, госаппарат Сев. Корем вполне справляется. И Нигерии с Венисуэлой. Зато в Бразилиии народу живется намного лучше, чем в названных странах, по Вашему определению далеких от failed state.
Reply
Leave a comment